С этого года в Подмосковье повсеместно введен новый образовательный стандарт, который касается исключительно дошкольников. Само сочетание слов «дошкольное образование» у многих вызывает недоумение: ведь мы все, знаем, что до семи лет у детей ведущая деятельность – игровая. Да и зачем грузить малышей каким-то образованием, отнимать у них детство? Но проект «Предшкола» - это совсем не про скучные и трудные уроки, а про адаптацию к новой жизни, которая начинается 1 сентября у каждого первоклассника. Чтобы этот переход был плавным, и разработан этот проект.
Еще вчера главной задачей вашего малыша было хорошо кушать и вовремя спать. Даже если ребенок ходил в детский сад, там обязанности сводились, в общем, к тому же. Ну, еще – слушаться воспитателя и не обижать других. И вдруг в один день все поменялось: теперь у малыша появились обязанности и ответственность. Надо писать в прописи, читать, решать задачи. В школе все по-другому, и общаются со школьником уже не так, как детском саду. Все это, как говорят психологи, вызывает стресс у ребенка: у кого больший, у кого меньший. Одних этот стресс мобилизует, других угнетает. И вот уже школьник говорит: «Не хочу учиться!» - или начинает часто болеть, хотя еще совсем недавно это был крепкий дошкольник. Вот на преодоление всех этих неприятностей и направлена программа «Предшкола».
Наталья Кузнецова, заместитель директора Радужненской школы:
«В 2022 году наш образовательный комплекс присоединился к реализации пилотного проекта «Предшкола», который призван объединить образовательные пространства детского сада и начальной школы, максимально облегчить переход ребенка в школу и обеспечить участие родителей в образовательном процессе.
Методики и технологии образования в детском саду и школе должны перекликаться, поэтому учителя начальной школы посещают открытые занятия, развлечения в выпускных группах дошкольного отделения, а учителя начальных классов проводят с нашими детьми занятия предшкольной подготовки «Малышок». Мы устраиваем совместные праздники: к Дню Победы, Дню знаний, Дню дошкольного работника и Дню учителя. В течение всего учебного года наши ребята приходят в школу. Их знакомят со столовой, библиотекой, физкультурным и актовым залами, школьными классами и территорией вокруг школы».
В процессе совместной работы учителя наблюдают за дошкольниками, чтобы вовремя разглядеть их таланты и наклонности. И когда ребенок идет в первый класс, учитель уже будет знать, как выстраивать общение с ним, на что сделать упор в обучении и дальнейшем воспитании.
Программа, рассчитанная на дошкольников, учитывает потребности современной школы, поэтому воспитатели большое внимание уделяют развитию исследовательских навыков ребят, умению общаться, работать в команде. Впоследствии это позволит детям быть успешными в школе.
В работе проекта «Предшкола» используется современное оборудование, разработанное с учетом современных методик. В Радужненском детском саду, где мы побывали, есть образовательный комплект «Экспериментирование с живой и неживой природой»: дети наблюдают за природными объектами, проводят эксперименты и опыты. Есть также комплекты «Математическое развитие. Форма и величина» и «Математическое развитие. Количество и счет» - они предназначены для занятий по развитию элементарных математических представлений. Комплект «Речь: плюс» предназначен для стимуляции речевого развития детей. Ну а игровая технология Вячеслава Воскобовича Коврограф «Ларчик» подходит для использования на всех тематических занятиях. Для занятий с детьми педагоги привлекают и родителей. Хорошим подспорьем в этом является мобильное приложение «Предшкола» - его используют и родители дома, и педагоги в своей работе. Кроме того, через это приложение родители общаются с воспитателями и администрацией детского сада, ежедневно получают информацию о питании, прогулках, дневном сне своих детей, а также рекомендации воспитателей по развитию своего ребенка.
Вот так совместными усилиями педагогов и родителей малыши старшей и подготовительной групп постепенно готовятся к новой для себя роли ученика.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: МОУ Радужненская СОШ