Оператор котельной № 2 Людмила Киселева – один из старейших работников предприятия МУП «Тепло Коломны». Шутка ли сказать - отработала здесь больше полувека! Правда, слово «старейший» с ней никак не вяжется - в свои 76 лет Людмила Борисовна выглядит замечательно, жизнерадостная, активная. Кажется, что сил и энергии для работы у нее еще с лихвой хватит. Каково это – трудиться на одном месте всю жизнь, да так, чтобы оно не опостылело, не разочаровало, мы полюбопытствовали у самой хранительницы тепла.
«Может, не надо обо мне писать? Ну, что во мне особенного?» - скромно сопротивлялась Людмила Борисовна, когда узнала о нашем желании написать про нее. Но все же согласилась. Она оказалась интересной рассказчицей, отлично помнящей, какой была Коломна полвека назад, как на месте безликих пустырей застраивались новые кварталы на Зеленой, возводились первые школы, строилась котельная. Да, та самая на улице Огородной, откуда начался профессиональный путь оператора паровых котлов. А случилось это в далеком 1967 году, когда выпускнице школы не удалось поступить в педагогический институт, и она, пребывая в полной растерянности, вынуждена была искать любую работу, способную ее прокормить. Впрочем, в те годы человека труда уважали и почитали не меньше, чем тех, кто занимал высокие должности, а потому Людмила особенно не расстроилась, когда устроилась машинистом питательных насосов в новую котельную.
- 31 августа 1967 года - с этой записи в трудовой книжке начинает исчисляться мой трудовой стаж. В этот день я была принята в районную котельную 13 - 15 кварталов машинистом питательных насосов. По сути, я была лаборанткой: подготавливала и обрабатывала воду. Сама котельная на улице Огородной еще достраивалась. Не было ни многоэтажек на Зеленой, Дзержинского, Макеева, ни школы № 8. По сути, и отапливать было еще нечего. Именно поэтому летом нас посылали разнорабочими на стройку, чтобы не отсиживались. Мы помогали штукатурить подъезды в строящихся пятиэтажках. А уже в 1969 году произошло укрупнение предприятия, и к нашей котельной присоединились котельные 8 и 9 квартала, которые находятся за трамвайным депо. Вот тогда-то работы стало много.
- Насколько тяжелым для женщины оказался труд?
- Скажу честно, работа мне понравилась, я трудилась с душой. Сначала, когда котельную только запускали, было сложно, возникали аварии, приходилось устранять неполадки. Мы, женщины, сами затягивали краны, ставили фильтры, работали с кислотой, чинили неисправности. В то время котельные не отапливались, внутри было жутко холодно. Как сейчас помню: у нас посреди котельной стояла огромная труба с горелкой на мазуте. Вот ее жгли, чтобы обогреваться. И хотя я была лаборанткой, приходилось вникать в тонкости другой работы. При необходимости могла заменить, например, кочегара. Больше всего хлопот доставлял дозатор кислоты. Он был протяженностью 20 метров и впрыскивал в воду кислоту для обработки. Часто кислота попадала на одежду, кожу. Она прожигала халаты и оставляла ожоги. Это уже потом мы выяснили, что чистую шерсть кислота не брала, поэтому одевались в шерстяные вещи.
- Наверное, самое трудное время - это начало отопительного сезона. Были внештатные ситуации?
- Да, самые сложные дни в работе всех, кто трудится в котельной, это начало отопительного сезона. Необходимо закачать в систему огромное количество воды. Особой осторожности и аккуратности требует розжиг водогрейно-газовых котлов, их в котельной три. Смена длится 12 непрерывных часов. Все это время нужно быть начеку, не бояться нештатных ситуаций, внимательно следить за температурными графиками, которые в зависимости от погоды могут меняться несколько раз в сутки. Ни в коем случае нельзя допускать утечки газа. Это не горелка дома на плите, а огромный котел с газом. Начальник котельной нас всегда призывал быть внимательными, потому что 90% случаев аварий происходит только при розжиге котла. Но к счастью, никаких сбоев и аварий у меня за все годы работы в котельной не было. А я успела поработать на разных должностях: лаборанткой, техником, оператором паровых котлов. В котельной нужно работать не только с большой ответственностью, но и непременно с душой.
- Неужели не надоело?
- Через восемь лет после того как я пришла работать в котельную на улице Огородной, началось строительство новой котельной в Колычеве. Ее строили посреди пустого поля, вокруг не было ничего: ни домов, ни моста, ни магазинов.... Наш главный инженер сказал: «Людмила Борисовна, надо помочь на новой котельной». И я согласилась. Так там и осталась. Стала работать в должности машиниста паровых котлов, это то же самое, что сейчас оператор котлов, в народе - кочегар. Кстати, когда меня провожали на пенсию, вручили статуэтку кочегара (смеется). Вот сейчас я дома, на пенсии. Конечно, очень скучаю по работе.
- Трудно поверить, что вам ни разу не захотелось поменять профессию...
- Знаете, мысли были, но судьба поворачивалась так, что не давала мне уйти из котельной. В 1974 году я даже поступила в педагогический институт на заочное отделение филологического факультета. Отучилась шесть лет, успешно закончила, но серьезная болезнь супруга не позволила мне в тот момент уйти с привычного места работы.
- А вы познакомились со своим будущим мужем в котельной?
- Вы удивитесь, но это и правда так. В те годы часто посылали работников предприятия на уборку урожая. Вот на морковке с ним и познакомились. Звали моего будущего мужа Виктор Георгиевич Азовкин, он работал на соседнем участке в котельной. Мы с ним прожили вместе счастливые 29 лет. К сожалению, Витя рано ушел из жизни. Больше я замуж не выходила.
- Получается, вы могли уйти на заслуженный отдых еще 21 год назад, но продолжали усердно трудиться?
- Да, не хотела уходить на пенсию. Не представляла, чем буду заниматься дома, да и силы поработать еще были. Знаете, я даже сейчас по привычке встаю в шесть утра. Часто созваниваюсь с коллегами, интересуюсь, как у них дела - настолько сильно я привыкла к своей профессии.
- Так, может, еще вернетесь?
- Когда я объявила о своем уходе, мне, конечно, предлагали остаться. Но возраст не обманешь. Ну что ж, до 90 лет работать? Надо молодежи место уступать. К тому же они работают хорошо, 40-летние девчонки справляются… Моя душа спокойна - передала дело в хорошие руки. А скучно мне не бывает: у меня сад в двенадцать соток, консервация... Словом, новые заботы.
29 сентября этого года Людмила Борисовна вышла на пенсию. Желаем ей крепкого здоровья, энергии и сил!
Беседовала Ольга БАЛАШОВА
Фото: личный архив Людмилы Киселевой