Жизнь непредсказуема. Почему в одной семье дети идут по стопам родителей, продолжая их дело, а в другой – ровно в противоположную сторону? В первом случае семейные династии продолжаются, в другом происходит перелом традиций. Почему-то чаще всего династии образуются в среде врачей, учителей и военных. Возможно, все дело в особом образе жизни и образе мыслей, которые отличают людей этих профессий, а дети впитывают все с самых ранних лет. День учителя, который мы отмечаем 5 октября, всегда повод поговорить о потомственных педагогах.
Как бы много ни говорили о том, что профессия учителя с конца ХХ века теряет престиж, что в ней все меньше мужчин, все равно находятся люди, которые в другой роли себя просто не мыслят. И это прекрасно, иначе где нам было бы взять замечательных педагогов, готовых возиться со школьниками не из-за престижа или материальной выгоды, а из любви к детям?
Наша героиня Анжелла Викторовна Иванова - учитель начальных классов школы № 14. В этой школе она и сама училась, здесь работала ее мама. Кстати, зная, как нелегок учительский хлеб, мама и бабушка пытались отговорить Анжеллу от идеи работать в школе. И это удалось: после восьмого класса девушка не пошла в Зарайское педагогическое училище, а продолжила учебу. Но после десятого решение было окончательным: только педагогика и только начальные классы! Общий стаж учительской династии Белошейкиных-Нестеровых-Ивановых, если считать с дядями, тетями и сестрами, насчитывает 274 года.
Прадед Влас Наумович Белошейкин проработал в сельской школе Тамбовской губернии учителем, а потом и директором, более 40 лет. Начинал еще до революции. Когда он умер, на похороны пришла почти вся деревня – все его ученики. Его сын Евгений, дедушка Анжеллы Викторовны, окончил географический факультет МГУ, воевал. После войны вместе со своей супругой Александрой Яковлевной преподавал географию, сначала в Вене, в Австрии, а затем и в Коломне. Позже он стал начальником гороно (городской отдел народного образования), а затем и заместителем председателя горисполкома. Дочь Светлана стала учителем английского языка, младшая, Елена – преподавателем музыки. Сейчас уже и сын Анжеллы Викторовны Илья Иванов продолжает династию. Правда, он выбрал спортивную стезю – окончил училище олимпийского резерва, факультет физической культуры и спорта ГСГУ, работает спортсменом-инструктором в Центре олимпийских видов спорта.
Светлана Евгеньевна Нестерова (Белошейкина), мама нашей героини, начала работать в школе № 26, первый выпуск состоялся в 1977 году. А когда в 1979-м открыли новую школу № 14, учителя и ученики перешли туда.
Анжелла Иванова с мамой Светланой Евгеньевной Нестеровой на 40-летии школы № 14. 2019 год.
Анжелла Викторовна Иванова, учитель начальных классов школы № 14: «Когда я была маленькой, иногда меня не с кем было оставить. Тогда мама брала меня с собой на работу. Она шла в класс, а я сидела в раздевалке на скамеечке. Помню, там стояла маленькая доска, лежал мелок. А школьная уборщица, старенькая бабушка, рисовала на этой доске буквы и учила меня читать. Вот так, пока мама учила школьников, ее дочь-дошкольница тоже училась».
- Почему вы выбрали именно начальные классы? Не было желания преподавать какой-то из предметов по примеру старших членов семьи – географию или английский язык?
- В моей семье преподаватели разных специальностей: географии, биологии, английского языка, физики, математики, информатики, ОБЖ, начальных классов, русского языка, истории, музыки и физкультуры – педагогами из нашей династии разных поколений можно было бы укомплектовать небольшую школу. Но у меня не было сомнений, что именно преподавать – я хотела работать с малышами. Про династию тогда и не думала, просто я детей люблю.
А еще мы рано потеряли папу: мне было 11 лет, брат совсем маленький. Маме пришлось очень много работать, а воспитание брата в основном было на мне. И не только забрать из детского сада, накормить и прочее, но и научить чему-то, и проконтролировать, и уроки мы потом делали… Вот так с детства привыкла к этой роли. А в школе мне было комфортно, это был второй дом, поэтому где-то еще я себя не представляла.
- Вы работаете в той же школе, в которой учились. Не возникало поначалу ощущения, что вы все еще ученица, но в непривычной для себя роли?
- Такого не было. Видимо, потому, что меня очень хорошо приняли мои бывшие педагоги. Я всегда ощущала их поддержку, могла спросить совета. Когда я пришла работать в 1990 году, у нас в начальной школе было очень много опытных педагогов, у которых было чему поучиться. Кроме того, прекрасную базу мне дало, я считаю, Зарайское педагогическое училище. Представляете: на втором этаже у нас идут лекции, а на первом находится базовая школа, в которой мы ведем уроки. То есть все, только что услышанное на лекции, мы тут же применяли на практике. Так что опыт преподавания мы наработали еще во время учебы.
- Есть ли у вас какие-то свои секреты работы со сложными, проблемными детьми?
- Я думаю, к каждому ребенку надо относиться с любовью и пониманием, тогда они из сложных превращаются в интересных. После этого можно совместно решать их проблемы. А еще очень важно в начальной школе сделать родителей своими союзниками. Потому что родители, когда отдают ребенка в начальную школу, выбирают не школу и не программу, а педагога. Они учителю доверяют. И тогда мы идем к общей цели, и у нас получается ее достигнуть. Когда есть взаимное доверие, комфортно всем: и детям, и родителям, и учителю.
- Что вас больше всего вдохновляет в вашей работе?
- Дети. Современные дети очень интересные. Они не любят работать по шаблонам, им нравится что-то испытывать, узнавать новое, и с ними познаешь много интересного и нового. Этот год начался для нас, педагогов, непросто – много новой документации, бумажной работы, от которой устаешь… Но, когда прихожу в класс и вижу эти детские глаза, для меня все проблемы исчезают. Общение с учениками, их доверие к учителю дают стимул работать, чтобы они получили все, что должны получить.
Очень люблю свою школу и свою работу: ни дня не пожалела, что выбрала эту профессию.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Медиахолдинг «ЯТЬ»,
личный архив Анжеллы Викторовны Ивановой