25 июля исполнится сто лет Марии Тимофеевне Борисовой, бывшему бухгалтеру Конструкторского бюро машиностроения. Мария Тимофеевна пришла на предприятие в 1947 году, ушла на заслуженный отдых в 1978-м. Все это время не покладая рук трудилась на своем посту.
Мария Тимофеевна рассказала о жизни и работе в интервью.
— Родилась в Пензенской области: Каменский район, село Скворечное. В начале 1930-х был страшный голод. Чтобы прокормить семью, в 1932 году отец уехал на заработки в Мурманск. А через два года и нас туда забрал. Там окончила семилетку, бухгалтерские курсы и с 16 лет начала работать в областном строительном тресте.
Там же познакомилась с будущим мужем. Никита Иванович Борисов прошел сначала Финскую, потом Великую Отечественную войну. После войны два года служил в Мурманске. Демобилизовавшись, вернулся к родителям в Коломну.
— Мария Тимофеевна, почему выбрали Специальное конструкторское бюро, СКБ, как тогда называлось КБМ?
— В СКБ работал муж золовки Порфирий Владимирович Горячев, он и устроил.
(Порфирий Владимирович Горячев — один из ключевых соратников основателя СКБ Бориса Ивановича Шавырина, который присоединился к группе конструкторов минометов в 1935 году в Ленинграде, на заводе № 7. Специализация — средства для транспортировки орудий. Работал в СКБ со дня основания (с 1942 года) до ухода на заслуженный отдых в 1968 году. Лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Отечественной войны II степени — прим. автора).
Мужа — в лабораторию макетирования, где изготавливали опытные образцы, слесарем. Меня — табельщицей. Потом перешла в бухгалтерию. Там работали всего шесть человек.
Прикидываю: сейчас в бухгалтерии сотрудников на порядок больше. Но и штат предприятия увеличился пропорционально.
Слева направо. Первый ряд: А.В. Князева, К.И. Титов, Е.С. Абрамова. Второй ряд: В.Е. Тилина, В.Ф. Башарин, М.Т. Борисова, О. Девяткина, Г.C. Касаткина.[/caption]
Женщина достает фотографию, датированную 1948 годом. На ней — первый состав бухгалтерии. Мария Тимофеевна помнит всех: Граня, Дуся, Оля, Галя, главный бухгалтер — Константин Иванович Титов.
— Очень хороший коллектив. Дружные мы были.
Из скромности умалчивает, что закоперщицей всех праздников и сборищ была она сама. Нехитрая снедь: картошка, капуста, огурцы, сало, ливерная колбаса. А в придачу — песни, танцы, гармошка, забавные сценарии, костюмированные сценки — и веселье бьет через край.
— И работали безотказно. Тогда шестидневка была. Когда готовили годовой отчет — сидели до 9-10 часов вечера, чтобы сдать вовремя.
Считали на счетах. Костяшки туда-сюда, туда-сюда. Нам купили арифмометры, а мы все за счеты держимся. Потом поняли, что с арифмометрами быстрее. Крутишь ручку вперед — числа складываются, назад — вычитаются.
Я занималась общей бухгалтерией. Вела главную бухгалтерскую книгу, банковские депоненты. А вообще работала, куда пошлют. Был период, зарплату начисляла. Потом перевели в материальный отдел, общий отдел. И кассиром некоторое время работала. Всегда у нас все было гладко – циферка к циферке.
Закончилось строительство конькобежной дорожки с искусственным льдом. Должны были приехать из Москвы ее принимать. И нас всю бухгалтерию строем отправили чистить снег. Мороз, холодно. Василий Никифорович Коляда, начальник охраны, нами командовал: «Девчонки, быстро! Раз! Раз!» Мы лопатами машем. В колхоз ездили: на прополку, картошку убирать.
А изделия наши ни разу не видела. Хотя хотелось.
— Почему же не попросились на полигон, на «экскурсию»?
Мария Тимофеевна пожимает плечами: стеснительность помешала.
— Мы, бухгалтерия, как отшельники. Основные в КБ — конструкторы. Бориса Ивановича Шавырина видела, конечно, и на похороны ездила. Но к нам он ни разу не зашел. Сергей Павлович Непобедимый зашел единственный раз: поздравил с праздником.
— На ваших глазах отстраивалось КБМ.
— В 1947 году стояли три здания: КБ, два цеха и гараж. Над гаражом, на втором этаже — бухгалтерия, плановый отдел. Потом предприятию дали участок земли неподалеку — «треугольник». Бухгалтерию перевели туда. Новый, светлый корпус. На территории фонтан. Но все равно проходная, попробуй опоздай. Накажут. Процент из премии вычтут. Тем, кто часто опаздывал, выговоры объявляли. Я бегом бежала, но не опаздывала.
— А ведь надо было еще детей в садик отвести?
— Когда после рождения дочерей вышла на работу, у меня была «нянька» — соседка Надя Кулагина. Ей самой-то было десять лет. Но не боялась, оставляла девочек. Свекровь за ними поглядывала. Она у меня строгая была.
В 2015 году ветеранам войны и труженикам тыла вручали медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В числе других ветеранов меня пригласили в КБМ на вручение. Оно проходило в конференц-зале. Почти сорок лет не была на предприятии. Какие корпуса отстроили! Все развивается, движется вперед. На празднике сначала была торжественная часть, потом ветеранам накрыли стол: мы разговаривали, вспоминали. Мне разрешили заглянуть в бухгалтерию. Очень приятно было посмотреть, как все сделано. Мы-то сидели — пять столов в маленькой комнатке. А сейчас — как барыни.
Мария Тимофеевна улыбается. И я смотрю на нее и улыбаюсь. Вот он — секрет долголетия. Муж, который любил до самой смерти. Две дочки. Четверо внуков. Восемь правнуков. Четверо праправнуков. Племянники рядом, не забывают, проведывают. Хотя и тесно в небольшом жилище Марии Тимофеевны, но два раза в год — на 9 Мая и день рождения бабушки — собираются все. Младшая дочь, Нина Никитична, живет вместе с мамой, ухаживает за ней. А главное — характер у Марии Тимофеевны веселый, легкий.
— Я счастливая, — говорит она.
— Будьте и дальше счастливы, Мария Тимофеевна! Здоровья вам и многие, многие лета!
начальник бюро по работе со СМИ АО «НПК «КБМ»