Наверняка, все слышали выражение «козел отпущения», хотя вряд ли кто-то хотел бы оказаться в его роли. А кто не слышал, тот, по крайней мере, читал или смотрел «Азазель» Акунина. Впрочем, далеко не все могут объяснить смысл этого выражения, а тем более его связь с мифическим Азазелом.
На самом деле это выражение довольно древнее, и заимствовано из Писания, причем имеет двойное объяснение. В древности, в Иерусалимском Храме существовал необычный обряд, который проводил лично сам Первосвященник Аарон (этот обряд подробно описан в Торе, см. «Левит», гл. 16). Во время храмовой службы в самый важный и торжественный день – День Искупления, или «йом-киппур» (в этом году он выпадает на субботу, 8.10.11), брали двух абсолютно одинаковых с виду (насколько это возможно) козлов белой масти, между которыми тянули жребий («Левит», 16:8). Один козел - «для Господа», и ему была уготована «почетная» роль: быть принесенным в жертву в Храме. Второму же выпадало стать тем самым «козлом отпущения», на которого символически взваливали все грехи народа Израиля, которые символизировала красная нить, привязанная к рогам. Таким образом, название «козел отпущения» говорит об «отпущении грехов», так что, прямо скажешь, ему не позавидуешь.
Но, впрочем, есть и другое объяснение. В дальнейшем этого козла вели в скалистую местность под Иерусалимом, которая и называлась «Азазель» (по имени демона пустыни), где сам черт ногу сломит, и там его сбрасывали (дословного: «отпускали») со скалы вниз, где он и находил свой конец. В этом случае «отпущение» следует понимать буквально. По преданию, красная нить, привязанная к его рогам, белела, как знак прощения грехов, о чем сказано у пророка («Исайя», 1:18): «…Если будут грехи ваши красны, как багряница, то станут белыми, как снег».
Суть этот необычного обряда со жребиями (ведь можно было не тянуть жребий, а просто выбрать из двух животных произвольным образом) состоит в том, что перед нами всегда есть равный выбор из двух возможностей (на что указывают внешнее сходство жертвенных козлов), но при этом только один из них верный. Ведь, на самом деле, нет никакой разумной причины, почему надо обязательно выбирать праведный путь - логика и здравый смысл тут ни причем. Более того, как раз здравый смысл часто толкает человека к греху и преступлению. И только чувство богобоязненности, которое обитает в потаенных глубинах нашей души, дает нам силу противостоять соблазнам. Если мы до него достучимся… Именно это требовалось от каждого еврея в святой и грозный день Искупления.
Йом-Киппур помогал человеку очиститься, чтобы потом постараться сохранить эту внутреннюю чистоту и святость в течение всего года. Но что делать нам сегодня: ведь Храма давно уже нет, с его разрушением прекратилась храмовая служба и жертвоприношения, которые способствовали духовному очищению и снятию грехов? Осталось самое главное: искреннее покаяние, которое и составляет главное содержание всех обрядов Дня Искупления.
Впрочем, в еврейской традиции вместо термина «раскаяние» или «покаяние» используется эквивалентное ему понятие, но с несколько иным акцентом: «возвращение» или «тшува», как сказано («Осия», 14:2): «Возвратись, Израиль, к Господу Богу своему, ибо споткнулся ты о вину свою» (кстати, этот отрывок мы как раз читаем в последнюю субботу перед Йом-Киппур).
Когда человек оступился, в прямом и переносном смысле, часто в свое оправдание он говорит: «Нечистый попутал», как будто всему виной чья-то злая воля со стороны. На самом деле этот «нечистый» сидит в нас самих - это тот внутренний дух противоречия и дурные наклонности, которые составляют неотъемлемую часть нашей животной натуры. Но наряду с этим, есть в нашей душе и то, что мы называем «Божьим образом». Поэтому раскаяние - это возвращение к … самому себе, к своему истинному «Я», которое заключается в том, чтобы служить Творцу, как сказано: «Я создан для того, чтобы служить своему Творцу». В этом и состоит мое высшее, человеческое призвание. И этой духовной работой: возвращением к Богу и к самому себе, обретением внутренней гармонии с самим собой, мы и занимаемся сегодня в Йом-Киппур.
В Библейский Новый год - Рош-га-Шана (о котором мы говорили в предыдущем номере), каждому из нас выносится «приговор» наверху, а в День Искупления, Йом-Киппур, он скрепляется «печатью», и с этого момента наша судьба уже определена на целый год вперед. Но неужели теперь ничего уже нельзя изменить? Сказано, что с окончанием Йом-Киппур врата молитв закрыты, но врата слез и искренних раскаяния не закрываются никогда. Об этом сказано в наших молитвах: «Раскаяние, молитва, и помощь ближнему отменяют дурное предначертание».
Поэтому пожелаем друг другу благоприятного исхода на Небесном Суде, и пусть этот год будет для всех нас успешен: и в материальном, и в духовном.
Ты сказал
В наших покаянных молитвах есть строчки, заимствованные из текста самой Торы («Числа», 14:20): «И сказал Всевышний: простил я тебе по слову твоему». Выходит, что мы, как будто, сами себя прощаем! Как это следует понимать? Наш учитель, рабби Исроэль Баал-Шем-Тов (Россия, 18 век) объяснял, что прощение, которое посылает нам Всевышний, на самом деле зависит от «наших слов», от степени искренности и глубины раскаяния, которое наполняет слова наших молитв.