Сегодня отмечают День автомобилиста, или, по-старому, День работников автомобильного транспорта. Этот праздник впервые отмечался в СССР в конце 1970-х годов и до сих пор актуален для России и ряда стран постсоветского пространства.
Прототипы на пару
Российский автопром принято ругать, однако в истории автомобилестроения наша страна была в числе первых и, возможно, еще когда-нибудь сможет удивить мир.
Самый первый автомобиль Ф. Вербиста.
Первый «самоход» (кстати, в некоторых славянских языках автомобиль до сих пор так и называется) был построен в конце XVII века, как это ни удивительно, в Китае – стране стремительно развивающейся в наши дни автомобильной промышленности. Однако автором изобретения «забавы» для императора стал монах из Бельгии Фердинанд Вербист. Его паровая машинка могла ехать, что само по себе уже было большим достижением, но кататься или даже управлять ею было еще нельзя.
Более совершенные паровые машины появились столетие спустя. Паровая тележка Кюньо (Франция) была разработана для военных, чтобы перемещать тяжелые орудия, но оказалась неэффективной. Уильям Мердок (Великобритания) построил модель паровой кареты, а его земляк Ричард Тревитик – полноразмерный автомобиль, работающий на пару. В это же время русский изобретатель Иван Кулибин ездит по дорогам России на трехколесной машине с педальным приводом, где, однако, были применены многие узлы современных автомобилей, в том числе и коробка скоростей.
Появление автомобилей
Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания были построены в Германии Карлом Бенцем (будущим совладельцем концерна «Мерседес») и Рудольфом Дизелем. Это произошло еще столетие спустя, в конце XIX века. В числе пионеров автомобилестроения отметились и такие известные фамилии, как Даймлер и Майбах.
Первый автомобиль марки Benz. За рулем Клара Бенц.
В Россию эти новинки технического прогресса попали в 90-е годы XIX века. Это были марки Benz, Motorwagen и Peugeot. Тогда же на промышленной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый автомобиль, собранный отечественными инженерами.
Массовое производство началось только в 1908 году на Рижском заводе. Первая российская марка автомобилей называлась «Руссо-Балт». Как и другие детища отечественного автопрома, она имела зарубежный прототип: французский Fondu. С началом Первой мировой войны завод перевели под Москву, после революции он был национализирован, марка «Руссо-Балт» больше не выпускалась и в настоящее время является раритетом.
Великий князь К. Романов на своем «Руссо-Балте», 1911 год.
Не роскошь, а…
В настоящее время больше половины семей в России имеют хотя бы один автомобиль, 17% - более одного. Самые массовые марки машин распределились следующим образом (в порядке убывания): ВАЗ, ГАЗ, Ford, Renault, Volkswagen, Toyota, GM, Hyundai, Kia, Nissan, Peugeot, Citroen.
Вечный вопрос – кто лучше?
Две трети наших граждан имеют водительские права, при этом только каждая пятая из них – женщина. Массово женщины в России начали водить авто в конце 90-х годов ХХ века. При этом статистика показывает, что они реже нарушают ПДД и аккуратнее паркуются, чем их коллеги мужского пола. Российские женщины несколько чаще мужчин попадают в ДТП (при этом для других стран статистика иная), но ущерб при этом, как правило, меньше. Зато мужчины лучше справляются со сложными маневрами и нестандартными ситуациями на дорогах. Безопасность автомобиля в целом больше рассчитана на водителя-мужчину, поэтому при ДТП одинаковой тяжести женщина рискует получить более серьезную травму. При этом женщины гораздо реже замечены в нетрезвом вождении.
Андрей, водительский стаж 17 лет: «Из моих наблюдений: мужчины - лучшие водители. Сведущих в технике женщин меньше, чем мужчин. А слабый технический опыт не позволяет им учитывать нюансы на дорогах, поэтому они чаще царапают и бьют свои и чужие машины, жгут сцепление, ломают коробку передач и не жалеют подвеску. В экстренных, аварийных ситуациях женщины теряются чаще, чем мужчины. С парковкой и выездом в стесненных условиях у женщин тоже наблюдаются проблемы. Ну, это по моим наблюдениям».
Яна, водительский стаж 24 года: «Считаю, что мнение о том, что женщина за рулем опасна, несправедливо и, видимо, сложилось в то время, когда еще не у каждой семьи было по два автомобиля и женщина была водителем выходного дня. Поэтому у нее было мало опыта и водила она, действительно, не очень хорошо. Сейчас, когда женщины ездят за рулем каждый день наравне с мужчинами, они водят ничуть не хуже, я считаю. А начинающий водитель – он всегда начинающий, будь то мужчина или женщина. Женщины очень эмоциональны, поэтому их стиль вождения может быть не всегда предсказуем, но и мужчин таких сейчас достаточно. А еще женщины по природе более осторожны, поэтому лихачат, подрезают, самоутверждаются на дороге, как правило, мужчины».
Дорогие автомобилисты, поздравляем вас с профессиональным праздником! Желаем, чтобы судьба направляла только на самые ровные дороги, чтобы в жизни не было ни ям, ни ухабов! Пусть удачным будет любой маршрут, а дома любят, уважают, ждут!