В День учителя мы поговорили о том, как приходят в эту профессию, что в ней привлекательного для молодых, какие перспективы и что значат слова «карьера учителя». Собеседником была молодой преподаватель французского языка из школы № 12 Мария Сувернева. В школу она пришла в этом году, что называется, со студенческой скамьи.
Мария была старшим ребенком в многодетной семье, в детстве ей часто приходилось присматривать за братьями и сестрами, причем не только своими, но и друзей, так что малыши окружали ее всегда. После окончания школы Мария поступила в ГСГУ на факультет иностранных языков, позже проходила практику в школе № 12. Руководству работать с Марией понравилось, а к моменту, когда она окончила вуз, в школе как раз освободилось место учителя французского языка, и ее пригласили на постоянную работу. Благодаря большому опыту молодой педагог отлично ладит с ребятами. Как считает Мария, у нее получается мотивировать ребят на изучение предмета, поскольку самой нравятся языки. Учительница владеет сразу тремя: английским, французским и китайским.
- Китайский - перспективный язык, на нем говорят много людей на земле, это страна, с которой у нас активно развиваются дипломатические и экономические отношения. Кроме того, китайский язык – это просто интересно.
- Собираетесь ли вы дальше продолжать обучение?
- Хотелось бы, конечно, пойти дальше, в магистратуру. Не знаю, будет ли это именно французский язык или какой-то другой. А может быть, это будет вообще лингвистическое направление, а не педагогическое, пока не решила. За этот учебный год хочу реализоваться как педагог, поучаствовать с детьми в конкурсах, олимпиадах. Очень хочется, чтобы мои ученики проявили себя.
- Мария, вы преподаете как в начальном звене – второклассникам, так и в среднем – с пятого по девятый класс. Разный возраст, разные психологические особенности... Как найти общий язык со всеми?
- В одних классах это первый иностранный язык, в других второй. Соответственно, и подход не может быть одинаковым. То, что я даю даже ученикам пятых классов, которые изучают язык три раза в неделю, я не могу давать девятиклассникам на занятиях раз в неделю. Разный уровень знаний, разное восприятие. Для каждой аудитории стараюсь подбирать свои формы обучения: с малышами занимаюсь больше в игровой форме, а с подростками – объясняю на доступном языке, но по-взрослому.
- Не устаете от общения с детьми?
- Конечно, нет! Наоборот, общаться с ними очень интересно. Каждый маленький человек со своими взглядами, увлечениями, своими, пусть пока детскими, целями в жизни. С ними не соскучишься: иногда смешат, иногда заставляют задуматься, иногда и меня чему-то учат.
- Не секрет, что молодого учителя всегда проверяют, могут задавать каверзные вопросы. Например, про возраст – этот вопрос учителю считается довольно бестактным, но младшие школьники могут задавать его из чистого любопытства. Как реагируете?
- Когда я отвечаю, что мне 22 года, они удивляются и не верят: «А мы думали, что вы одиннадцатиклассница». Особенно любят проверять на прочность дети в переходном возрасте: в шестом классе было трудно с дисциплиной, приходилось больше мотивировать учеников, например, рассказывать, почему я учу иностранные языки. Личный пример обычно помогает.
Самый трудный – восьмой класс, это я еще на практике поняла. У них переходный возраст, начинают играть гормоны, у многих, особенно у мальчиков, просто какое-то зашкаливающее желание показать себя. У маленьких присутствует еще детская неорганизованность, невнимательность, им приходится все повторять не по одному разу. Но на то мы и учим возрастную психологию – я знаю, где нужно повторить, где показать пальцем, где лишний раз галочку поставить, чтобы обратили внимание и запомнили.
- Как считаете, учитель может построить карьеру в школе?
- Слова «карьера учителя» можно воспринимать по-разному. Кто-то считает эти два понятия вообще несовместимыми, а другие видят в этом вполне «земную» цель - дорасти до директора школы, начальника Управления образования, министра и так далее. Меня это пока не привлекает. Я считаю, что карьера учителя отражает твой личностный рост, как ты растешь в глазах детей, коллег. Формальные показатели здесь тоже есть – это аттестации и успехи учеников. Вырастить олимпиадников, стобалльников, заслужить уважение коллег и учеников – вот та карьера, которая привлекает. Ты можешь сам ставить перед собой личные цели и достигать их, и это гораздо интереснее, чем какая-то должность.