27 августа отмечается День российского кино. К коломенцам этот праздник имеет самое прямое отношение. Наш город не раз становился съемочной площадкой столичных киношников. Самый первый фильм – «Александр Невский» (1938), где некоторые батальные сцены снимались на коломенских просторах. Потом был детектив «Шведская спичка» по рассказу А.П. Чехова и многие другие. Наш город издавна привлекает внимание режиссеров. Еще бы: старинный, мало узнаваемый (ну почти), прекрасная природа, да и от Москвы недалеко. Здесь можно найти практически любую натуру. Наш журналист составил небольшую подборку фильмов, в которых Коломна стала главной декорацией.
«Князь Удача Андреевич» (1989)
Провинциальный русский городок Прилуки. В школе дети получают задание написать сочинение на тему топонимики. Ну, то есть про то, как прекрасно звучат новые названия городов, деревень, поселков, улиц по сравнению со старыми, свой век отжившими и непонятными (дело происходит в СССР, тогда любили все переименовывать). Два друга - Витя Елхов по кличке Винт и Сева Кухтин (он же Кухня) - не согласны с такой постановкой темы и пытаются защитить старинную топонимику: ул. Кукуевка, д. Кресты, Китайка и т. д. Учительница в гневе: как раз готовится очередное переименование «неблагозвучных» сел и деревень, на этом фоне сочинения ребят выглядят политическим демаршем. В школу вызваны отцы, но мальчишки – любители старины не сдаются: история перерастает в детектив, где есть даже убийство…
Фильм практически полностью снят в Коломне и окрестностях - деревнях Борисово и Шкинь. В кадре видны церковь Сошествия Святого Духа, улочки Старой Коломны, подсобка мясного отдела гастронома оказывается в здании Иоанно-Богословского храма на Житной площади, а заключительные кадры, когда герои, спасаясь от преследования, оказываются на стыке далекого прошлого и настоящего, снимался в стенах (скорее даже – на стене) Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.
«Город Зеро» (1988)
Здесь Коломна также играет себя – провинциальный город, куда приезжает инженер из Москвы Алексей Варакин (Леонид Филатов), чтобы решить какие-то технические вопросы, связанные с производством кондиционеров. Начавшись как фильм на бытовые темы, он быстро перерастает в фантасмагорию: героя не пускают на завод, секретарша директора оказывается совершенно голой (отсылка к Булгакову, ага), а в ресторане ему подают торт – «подарок от повара» - в виде его собственной головы. Герой стремится бежать из странного города, но город не отпускает, затягивает…
Пересказывать вполне кафкианский сюжет фильма не имеет смысла: кто смотрел, тот не забудет, кто не смотрел – у вас еще все впереди. Коломна конца 80-х – вполне провинциальная, без современного туристического лоска, здесь читается легко. Обедает герой в ресторане гостиницы «Советская», проходные – завода ЖБИ, железнодорожная станция Голутвин тоже вполне узнаваема.
Стоит отметить, что помимо Коломны фильм снимался в г. Грязновец Вологодской области, а некоторые сцены - в Москве.
«Домой!» (1982)
«Домой!» - фильм по рассказу Андрея Платонова «Возвращение». Пожалуй, один из самых человечных фильмов о войне, без бравурности и упора только на героизм. Он о любви и измене, о возвращении с войны домой, к семье, о том, что простых решений и простых ситуаций в жизни не бывает, тем более в мирной жизни.
Снимался не только в Коломне, но и в соседних Луховицах – сцены на вокзале. Дом, где живет главный герой и куда он возвращается с фронта к жене и детям, стоял на одной из улочек близ станции Коломна. По этой улице, взявшись за руки, бегут дети в конце фильма. А герой А. Михайлова, увидев их, на ходу спрыгивает с поезда и шагает по железнодорожному мосту через Москву-реку.
Сцена на рынке, где герой гуляет со своей знакомой девушкой Машей, снята в кремле, на территории нынешнего Брусенского монастыря – в кадре угадывается Крестовоздвиженский собор в руинах. Кстати, «разбомбленный» вокзал в Луховицах – на самом деле декорация, во время съемок повергавшая в шок многих местных жителей, особенно тех, кто еще не успел с утра похмелиться…
«Аферисты» (1990)
Группа мелких аферистов промышляет старинными иконами. Ради этого они переодеваются художниками, священниками, искусствоведами и т. д. После очередных своих «приключений» поодиночке они снова отправляются на промысел. Переодевшись монахами, они попадают к деревенской Матрене, у которой, по слухам, есть чем поживиться.
Фильм, снятый на излете СССР, несмотря на свою комедийность, показывает тоску советского человека по церкви, по духовному, настоящему. Но не только это: наряду с открытием храмов и монастырей после долгих лет гонений на церковь был и расцвет самогоноварения после антиалкогольной кампании, бесконечные очереди за всем, советская пропаганда, которая выглядит уже архаизмом, моральное разложение номенклатуры и т. д.
Фильм снимался в Коломне, с. Черкизово и Мячково. В отдельных сценах хорошо видна Старая Коломна с колокольней Иоанна Богослова, а в роли гостиницы, где останавливаются герои, снимался и бывший расчетно-кассовый центр – памятник индустриальной архитектуры, сейчас, увы, погибающий.
Фото: https://vk.com/kolomnafilm,
кадры из фильмов