Бутылочный ангел в Водовозном переулке
Когда я вижу этот барельеф, в ушах звучит песня БГ «Ангел всенародного похмелья». Она удивительным образом созвучна Старой Коломне 1960-х годов, когда здесь учился, жил, работал грузчиком в винном магазине русский писатель Веничка Ерофеев – а именно ему, конечно, посвящена эта работа.
Изначально была идея разместить ангела на торцевой стене дома, где находится музей-резиденция. Но потом авторы решили, что это будет все же диссонировать с историческим центром города, его классическими зданиями и храмами… И художник выбрал место в Водовозном переулке, на «живописной» городской руине. И тогда прибавился еще один смысл – Ангел стал своеобразным хранителем этого грустного дома и всех исчезающих мест Старого города.
Жители соседних домов относятся к Бутылочному ангелу с большой теплотой, он уже стал городской достопримечательностью, а вокруг авторства этого паблик-арта и обстоятельств его появления ходит немало легенд.
Екатерина Ойнас, директор музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»:
«Автор Бутылочного ангела – художник Анфим Ханыков из Ижевска. Он и его творческая группа «Дача» были нашими арт-резидентами в 2011 году – это был первый год существования Арткоммуналки. Они тогда помогали музейно-творческому кластеру делать различные городские фестивали: мы и Масленицу проводили, и «Антоновские яблоки», а они были художниками этих проектов. Но работа над Ангелом была именно в рамках резиденции: Анфим тогда сделал несколько инсталляций, которые отсылают к «гению места» Арткоммуналки Венедикту Васильевичу Ерофееву и к его поэме «Москва-Петушки». Собственно, это те ангелы, которые сопровождают главного героя на всем протяжении его странствия».
А вот что сам художник пишет о своей работе: «Алкоголизм – это тяжелый физический недуг, думал я, когда пилил бутылки и складывал из них ангелов. Около 400 бутылок собрано по рюмочным, ресторанам, помойкам и лесам Коломны. Спасибо, жители, за пустую тару. Все распилено, уложено и никогда больше не будет использовано по назначению. Да хранят вас ангелы от страшного недуга пьянства».
Корова в яблоках
Это не новое блюдо, а необычная скульптура из металла и дерева, что стоит возле Пятницких ворот на булыжной мостовой, как в иные времена могла стоять живая буренка, случайно забредшая с пойменного москворецкого луга на городскую улицу.
Творение Александра Новикова имеет прототип – работу другого художника. Первую корову сделал тот же Анфим Ханыков для Музея пастилы, к одному из зимних праздников 2011 – 2012 гг. Она полностью состояла из яблок – и, разумеется, не могла прожить долго. Но образ понравился и запомнился. И когда для участия в одной из выставок в ГУМе на Красной площади понадобилось «что-то такое», привлекающее к себе внимание, обратились к художнику А. Новикову, и он изваял корову уже из более долговечных материалов – металла и дерева. Внутри корпус был пустой, и его наполнили антоновскими яблоками – так появилась еще одна «корова в яблоках».
После выставки корова вернулась в Коломну и поначалу заняла то же место во дворике Музея пастилы. Гости дворика и просто проходящие любопытствующие с удовольствием поедали эти яблоки, так что их вскоре стало не хватать, а корова вечно стояла с пустым брюхом. И тогда решено было перенести ее на нынешнее место и немного переосмыслить: вместо яблок в коровьем чреве появился чугунный силуэт города. Что это может означать – пусть каждый решает сам.
Возможно, корова – древний символ плодородия, и Коломна как город щедрый, гостеприимный оказалась внутри этой «священной коровы».
Портрет Венедикта Ерофеева
Известная уличная работа возникла в соавторстве писателя Дмитрия Данилова и местного художника Андрея Шуршева. В основе литературного стрит-арта лежало не изображение, а текст. Дмитрий Данилов был гостем литературной резиденции и, прогуливаясь по городу, подслушивал разговоры (очень популярный, кстати, жанр в современном искусстве – прим. авт.). Ему не важен был контекст, он брал обрывки фраз с многозначительным смыслом и с помощью художника «возвращал» их в городскую среду, печатая с помощью трафаретов на стенах домов. Наверное, для Коломны литературный стрит-арт является наиболее деликатной формой публичного искусства.
Портрет Венедикта Ерофеева возник, так сказать, «несанкционированно». Андрей Шуршев просто пришел и нарисовал его на стене рядом со входом музея. Команде Арткоммуналки портрет понравился, и теперь он является частью экспозиции, посвященной В. Ерофееву. Фраза «Я не знал, куда ехать, что делать и так далее» тоже подслушана в Коломне Д. Даниловым, но так уместна здесь, что многими принимается за цитату из «Москва – Петушки»…
И совсем абстрактное
На улице Савельича, недалеко от пересечения с улицей Комсомольской на старых домах есть несколько абстракций на зеленом фоне. Это работы художника Евгения Мулука, который жил и творил в Коломне в 2016 г. Всего по городу таких картин в соавторстве с художником под псевдонимом TUMIRUMI было 33. Не все из них сохранились одинаково хорошо.
Еще одна абстракция есть на ул. Гражданской – из разноцветных компьютерных плат. Авторы – Алексей Ермолаев и Мария Алигожина – независимые художники-мультипликаторы и иллюстраторы, работают в технике коллажа и графики. Что хотели сказать художники, опять-таки думайте сами. Абстракция тем и хороша, что не ограничивает фантазию зрителя, предоставляя возможность наполнять арт-объект смыслом, каким сам пожелает.