В начале XIX века село Щурово Рязанской губернии принадлежало помещику А.М. Грибовскому. В конце 1860-х годов из Москвы приехали представители Торгового дома «Эмиль Липгарт и К°». Проведя изыскания, они выкупили 400 десятин земли, которой владели внуки Грибовского. Земля была богата известковыми и песчаными месторождениями, вскоре здесь появились каменоломни и карьеры и началось строительство алебастрового и цементного завода.
Завод возле Щурова заработал в 1870 году. Это был первый цементный завод в России. Его открытие удачно совпало с началом строительного бума и постройкой Московско-Казанской железной дороги, так что первые поставки продукции производились по госконтрактам. Дела пошли хорошо, доходы стремительно росли, производство развивалось. К началу ХХ века завод производил более 850 тыс. пудов цемента в год, а грузооборот железнодорожной станции Щурово составлял 3 млн 700 тыс. пудов различных грузов.
Немцы построили храм и школы в Щурове
Торговый дом «Эмиль Липгарт и К°» основали прибалтийские немцы – братья Эмиль и Эдуард Липгарты и их друг Эмиль Рингел.
Эмиль Липгарт
Деятельность Товарищества «Эмиль Липгарт и К°» в Щурове сказалась на жизни села самым благоприятным образом. Появилась своя почтово-телеграфная контора, при заводе построили больницу, аптеку (кстати, сами Липгарты происходили из семьи аптекаря). Э. Рингель был избран почетным мировым судьей щуровского участка и основал два учебных заведения, первые школы во всей округе: одноклассное приходское училище в Щурове и двухклассное в деревне Ларцевы Поляны. Члены Товарищества, будучи сами лютеранами, построили в Щурове новый православный храм Пресвятой Троицы: красивое здание в модном тогда псевдовизантийском стиле до сих пор украшает Щурово. До этого все храмы в селе были деревянными.
Заводы и фабрики, отстроенные Товариществом в 1870 – 1880-х годах (помимо цементного завода в Щурове был еще завод сельскохозяйственной техники в Бочманове), поражали немецкой чистотой и аккуратностью. Рядом с заводом и железнодорожной станцией вырос поселок: его четкие, прямые улицы – результат плановой застройки, предпринятой заводчиками.
Храм Пресвятой Троицы
Производства, как это ни странно звучит, обогащали и местных кустарей: для упаковки цемента требовались бочки, их закупали у бондарей на 30 тыс. рублей в год. Объемы продаж измеряли в пудах и бочках. Не в накладе были и торговцы лошадьми: тягловая сила требовалась для работы на карьерах и чтобы возить сырье на станцию. С заводов кормились поставщики фуража и продовольствия, а целая армия коммерческих агентов закупала партии цемента, извести, алебастра, известняка…
В село потекли большие деньги
Следом как грибы поднялись каменные дома, дороги мостились – бывшая глухомань превращалась в богатое торгово-промышленное село, деловой центр. Едва в употребление вошел телефон, как Щурово связали прямой линией с Москвой. Вскоре торговые обороты Щурова стали сопоставимы с Зарайском и Дединовом, о чем раньше и мечтать не могли. Рядом с предприятием Эмиль Липгарт выстроил дом в стиле модерн (а может, эклектика - архитекторы спорят), а вокруг разбил великолепный парк с редкими по тем временам сортами деревьев, фонтанами, беседками и статуями.
Усадьба Липгарта в 90 годы прошлого века
На предприятиях Товарищества постоянно было занято более 900 рабочих. В большинстве своем это были крестьяне Тульской и Рязанской губерний, приходившие в Щурово на заработки. Одни нанимались в землекопы и бутовщики, другие приходили со своими лошадьми и телегами, они возили глину, камень и песок от карьера к заводу. Заработок рабочих был примерно 25 рублей в месяц. Это немного, труд сезонных рабочих, в отличие от квалифицированных, высоко не оплачивался, но крестьяне приходили, как правило, целыми семьями: отец, сыновья, братья отца, а жили «в складчину»: снимали жилье и питались вместе. Выходила хорошая экономия, так что удавалось отложить приличную сумму. Отработав три-четыре месяца, артель брала расчет и уезжала домой, а на их место тут же нанимали других: недостатка в желающих не было.
Местные жители, избалованные хорошей жизнью, за черную работу брались неохотно, предпочитая наниматься на более престижные и денежные должности: кладовщиками, весовщиками, учетчиками, стражниками заводской полиции, т. е. охранниками. Щуровчан больше привлекал Коломенский завод братьев Струве: Коломна и тогда была «маленькой Москвой», и зарплаты за Окой выгодно отличались.
Все изменилось после войны
Счастье и благополучие оказались недолгими: вскоре после начала Первой мировой войны начали ущемлять немцев, подданные германской короны уехали на родину, но и российским подданным немецкого происхождения пришлось нелегко: самые выгодные оборонные заказы им не давали. В 1915 году Коломенский завод купил у Липгартов за бесценок Бочмановский завод по производству сельхозтехники, там разместили один из цехов, выполнявших заказы для фронта. После погрома в конторе Товарищества «Эмиль Липгарт и К°» семья стала готовиться к отъезду в США и уехала, даже не дождавшись революции (и правильно сделали, а то не дожить бы сыновьям Липгарта до почтенных лет).
После 1917 года завод национализировали. Производство остановилось и простояло до 1920 года, когда восстановление после гражданской войны вновь потребовало цемента. В 50-е годы завод первым в стране освоил производство белого цемента. На рубеже XX–XXI веков после модернизации печей количество выбросов цементной пыли в атмосферу существенно сократилось.
В настоящее время Щуровский цементный завод принадлежит французско-швейцарской компании «ЛафаржХолсим» и производит белый и серый цемент. Современное предприятие производит до 2,5 млн тонн цемента в год, на производстве заняты 450 сотрудников.
В публикации использованы материалы В. Ярхо «Три времени Щурова», а также из открытых источников