Экзамены сданы, ВКР защищены: в ГСГУ началась череда торжественных церемоний вручения дипломов выпускникам 2022 года. Дипломы и поздравления с окончанием вуза первыми получили выпускники одного из самых престижных факультетов - иностранных языков. Бакалавров и магистров поздравляли ректор университета Жанна Леонова и почетные гости. В этом году ГСГУ выпускает 602 дипломированных специалиста, из них 195 студентов получили дипломы с отличием. В лидерах по количеству отличников учебы филологический факультет: у 34 выпускников из 71 – сплошные «пятерки». Также в тройке лидеров факультет иностранных языков (42 краснодипломника из 96) и факультет математики, физики, химии, информатики (40 из 93).
Что ж, прекрасные показатели! Значит, в школу придут хорошо подготовленные молодые учителя. Но придут ли? По данным Росстата, 60% населения нашей страны имеет профессиональное образование, но не может найти подходящую работу. Зачастую вчерашний студент, если он не начал работать во время учебы, не знает, куда ему пойти. В лучшем случае его пристроят на работу родственники, в худшем придется рассылать многочисленные резюме и в очередной раз раз терять надежду на трудоустройство после типичного вопроса работодателя: «А у вас есть опыт работы?» В итоге вместо того чтобы воплощать мечты в реальность, многие вчерашние студенты вынуждены соглашаться на любую работу. Из них получаются неплохие кассиры в супермаркете, промоутеры, офис-менеджеры.
Однако у выпускников педвузов проблема поиска работы стоит не так остро - сегодня в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. На сегодняшний день примерно 65% выпускников ГСГУ находят работу по специальности. В вузе отмечают, что этот процент выше, чем пять лет назад. Педагогическая профессия привлекает молодежь благодаря тому, что в Московской области созданы необходимые условия для работы педагогов: высокий уровень заработной платы, отличное материально-техническое оснащение школ и благоприятные условия для роста молодых преподавателей.
Кто в дефиците?
В последние пять лет в топе самых дефицитных предметников в подмосковных школах – учителя математики, физики, русского языка и литературы. Не менее востребованы учителя начальной школы и английского языка. Поэтому неудивительно, что некоторые студенты ГСГУ выходят на работу в школу уже с третьего курса. В вузе им помогают: разрешают работать параллельно с учебой, иногда даже дистанционно и сдавать сессии по гибкому графику.
Большинство выпускников, получивших красные дипломы, идут работать по специальности. «Охота» за способными студентами начинается, когда те приходят на практику в школу. В отдельных случаях ребята открывают частные школы и коммерческие учебные центры или оформляются как самозанятые.
Как вуз помогает в трудоустройстве
- Как правило, поиск работы начинается на последних курсах обучения. Чтобы помочь студентам, вуз организует и проводит встречи с потенциальными работодателями - директорами школ, заведующими детсадов, руководителями предприятий. В течение года в ГСГУ проходит около 50 подобных ярмарок вакансий. Например, в этом году щуровский завод «Холсим» пригласил на стажировку студентов экономического факультета, а будущие юристы имели возможность пройти собеседование в МВД и ФСБ.
- Также каждый год в различных муниципалитетах Подмосковья высаживается «педагогический десант» ГСГУ. Этому университетскому проекту пять лет. Студенты выпускных курсов отправляются на встречу с директорами школ, чтобы напрямую узнавать о вакансиях и знакомиться с учебным процессом. Например, дружески-деловые отношения сложились у ГСГУ с городским округом Домодедово, где с удовольствием принимают коломенских ребят на работу в школы. Чтобы удержать выпускников нашего вуза и создать комфортные условия для работы, муниципалитет обеспечивает их служебным жильем.
- На сайте вуза создан отдельный раздел, где размещена вся необходимая информация, касающаяся вакантных мест в школах Подмосковья. Там же можно разместить свое видеорезюме и занять место в рейтинге лучших студентов вуза.
- Также с поиском работы и сотрудников поможет отдел развития образования ГСГУ, тел. 8 (496) 610-15-26.
- Чтобы оперативно получать информацию о вакансиях, можно присоединиться к Telegram-каналу ГСГУ_вакансии: https://t.me/gsgujob.
Валерия Ковылина, начальник отдела развития образования ГСГУ:
«Уже на втором-третьем курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя как квалифицированный, коммуникабельный сотрудник, у него есть все шансы остаться работать в этой школе. Примерно 65% наших выпускников работают по специальности. Современная школа все больше привлекает молодых педагогов. Не последнюю роль играют стимулирующие выплаты, «подъемные» и социальные программы. Например, каждый молодой специалист, который приходит работать в школу сразу после окончания вуза, получает по 150 тысяч рублей. Участники программы «Земский учитель», желающие работать в других муниципалитетах, получают один миллион рублей на покупку жилья. В нынешнем году по этой программе в зарайскую школу устроился наш выпускник физмата. Некоторые муниципалитеты готовы предоставлять выпускникам съемное жилье на время работы».
Какие меры поддержки педагогов действуют в Подмосковье
1. Социальная ипотека
Правительство региона выплачивает первоначальный взнос за жилье и его остаточную стоимость. Участнику остается погашать лишь проценты по ипотечному кредиту.
2. «Подъемные»
Молодой педагог, трудоустраивающийся в школу после окончания вуза, получает подъемные в размере 150 тысяч рублей. Кроме того, все молодые специалисты получают ежемесячную доплату к зарплате в размере 1000 рублей. Такая же надбавка выплачивается и классным руководителям.
3. Поощрение лучших
В Московской области ежегодно отмечают и финансово поощряют лучших педагогов - победителей конкурсов. Также премии выплачивают за подготовку стобалльников.
4. «Земский учитель»
Участникам программы выплачивают один миллион рублей при переезде в села и малые города.
Кстати
В каждом городском округе Московской области дополнительно действуют муниципальные меры поддержки. В их числе пособие при приеме на работу, доплата к зарплате, предоставление служебного жилья или мест в общежитии, компенсация за съем жилья, компенсация за проезд.
Анна Румянцева, учитель русского языка и литературы школы № 24, начала работать с 4 курса, успешно совмещает учебу в вузе и любимую работу:
«Я давно знала, что хочу стать педагогом. Смотрела на своих учителей и поражалась глубине профессии. Учитель не только дает знания, но и формирует характер и нравственные ценности. От детей идет позитивная энергия, я получаю большое удовольствие от работы с ними. Зря говорят, что в школе невозможно хорошо зарабатывать. Это не так. Все зависит от стремления, желания повышать свою квалификацию, работоспособности. Карьерный рост в школе тоже возможен. Я сейчас работаю на полную ставку, в следующем году надеюсь получить классное руководство. Совмещать учебу и работу сложно, но можно. Преподаватели идут навстречу. График занятий позволяет это делать: уроки в школе начинаются утром, а занятия в вузе - после обеда».
Маргарита Луканичева, учитель иностранных языков школы № 18, преподает три языка, закончила магистратуру ГСГУ с отличием:
«Я определилась со своим будущим еще два года назад, получив диплом бакалавра. Сразу пошла работать в школу № 18 Преподаю английский, немецкий и китайский языки. В моей семье много педагогов. Все, начиная с моих прадедушки и прабабушки, были учителями. Практически все мои однокурсники тоже хотели бы пойти работать в школу. Современная школа дает старт для карьерного роста, развития. Кроме того, это привлекательная перспектива для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой, так как школа может послужить полем для апробации своих научных идей и необходимым базисом для самосовершенствования. Я хотела бы еще поступить в аспирантуру на лингвистическое направление. Считаю, что важно изначально определиться, нужен ли тебе педвуз, и если да, то следовать заданному курсу».