Почти каждый советский ребенок хотя бы раз побывал в пионерском загородном лагере. Обычно это были ведомственные лагеря, организованные предприятием, и туда отправлялись дети работников. Стоило это недорого, так как большую часть оплачивал профсоюз, а удовольствия было много: родители целый месяц отдыхали от любимых чад, а иногда брали путевки и на все три летние смены, дети же получали относительную свободу, кучу друзей, отличное питание и приключения. Так давайте вспомним, как все это начиналось ровно 100 лет назад и какие лагеря считались самыми главными в СССР, а заодно и вспомним наши, коломенские.
Пионерские лагеря в СССР появились в начале 1920-х годов. Изначально их основной целью было оздоровление детей и подростков, затем добавились патриотическое воспитание, коллективный труд, идеи сплоченности и дружбы. Городские дети выезжали в села, жили в армейских палатках и «укрепляли смычку города и деревни» - агитировали сельских ребятишек стать пионерами.
В 1924 году была выдвинута принципиально новая концепция летнего отдыха: «Вся жизнь в лагере, общественная работа и трудовые процессы должны быть построены так, чтобы способствовать оздоровлению детей». Был создал новый тип лагеря-санатория, главной задачей которого было вернуть домой здорового и крепкого ребенка.
Ехали, чтобы прибавить в весе
Опытным образцом стал «Артек», куда поначалу набирали только больных туберкулезом детей. Внешне передовая детская здравница ничем не выделялась - те же брезентовые палатки. Но здесь текла уже совсем другая жизнь: медицинские обследования, зарядка, солнечные и воздушные ванны, спортивные игры, купание, тихий час, строгий распорядок дня, а главное - усиленное питание. Для полуголодных детей городских окраин - настоящая роскошь.
Так на долгие годы сформировался главный критерий летнего отдыха - среднедушевая прибавка в весе. Дети в лагерь ехали поправляться. Их взвешивали в начале и в конце смены и привесом отчитывались перед вышестоящими инстанциями. Особенно актуальным этот показатель стал после войны. А вот в относительно сытые 1960-е измерение прироста массы детей стало предметом шуток. Вспомним героя кинокомедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» товарища Дынина: «Общий вес отряда - 865 килограмм. Этак они к концу смены за тонну перевалят! Вот это питание!»
Прерванная смена
Уже в 1930-е годы повсеместно детей рабочих, колхозников и интеллигенции вывозили в летние лагеря. Поскольку свои помещения были только у крупных оборонных и машиностроительных предприятий, остальные довольствовались зданиями сельских школ. На улице под навесом размещались три походные кухни, здесь же принимали пищу. Ребята привозили с собой в лагерь подушки, матрасы, одеяла, постельное белье, миски, ложки, кружки.
Тревожная обстановка в мире предопределяла повестку дня: пионеров готовили к защите Родины. Дети ходили строем, посещали стрелковые кружки и участвовали в массовых военно- спортивных играх, самой популярной из которых была «Красные и белые». Целью игры был захват знамени противника. К началу войны каждый пионер хотя бы раз поучаствовал в этих импровизированных военных учениях.
Война застала миллионы детей в лагерях. Тысячам пионеров пришлось эвакуироваться все дальше от дома, на восток, как артековцам второй смены, открывшейся 22 июня 1941 года, а война шла по пятам. Но пионерские лагеря не прекращали работу - напротив, в условиях войны, когда взрослые сутками стояли у станка, их роль возросла. В первую очередь путевки получали сироты и дети фронтовиков, работников «оборонки». Примечательно, что сразу после прорыва блокады, в январе 1943 года, когда враг еще стоял у стен города, ленинградские власти приняли решение вывезти за город 55 тысяч детей. 1500 самых ослабленных разместили на бывших барских дачах Каменного острова, остальных - в брошенных частных домах ближайших пригородов, многие из которых были в прифронтовой полосе.
Первые в Коломне
Первым на Коломенской земле в 1950 году открыл свои двери пионерский лагерь «Непецино» Управления делами Совета министров СССР. Жилой фонд состоял из четырех двухэтажных деревянных корпусов. Территория лагеря была оборудована спортивными площадками, гимнастическим городком, отдельным стадионом с футбольным полем, водной станцией, были места для проведения пионерских линеек. В этом лагере могли отдыхать московские мальчишки и девчонки от семи до одиннадцати лет.
С 1997 года по настоящее время на базе ФГБУ «Детский дом отдыха «Непецино» Управления делами Президента РФ на период школьных каникул работает детский оздоровительный лагерь «Метеор».
Со временем количество пионерских лагерей увеличилось. В начале 60-х годов был открыт пионерлагерь «Ленинец» от КБМ. Он был одним из лучших детских лагерей в районе: восемь отрядов, бетонные домики, большой кинотеатр со сценой и радиорубкой, столовая, станция юных техников, волейбольная площадка, открытая танцплощадка, бассейн на 25 метров, площадка для проведения ежедневных смотров (линейки), лазарет, котельная, душевые, открытый парк развлечений - массивные качели и карусель с электроприводом, футбольное поле. И все это на берегу реки Оки. Всех пионеров, которые должны были отдыхать в «Ленинце», сначала собирали на стадионе «Авангард», а потом от Бочманова на катерах везли до Притыки.
«Лесная сказка» - ведомственный лагерь Коломенского машиностроительного завода, тоже был расположен на берегу Оки. Ездили туда в основном дети работников Коломзавода, хотя можно было достать путевку и тем, чьи родители не относились к этому предприятию.
В 1974 году в деревне Малое Уварово открылся лагерь «Солнечный». Он был скромнее, чем предыдущие: семь жилых корпусов, столовая, медпункт, КПП, но все здания кирпичные. За один раз лагерь мог принять 240 человек и тоже имел своих завсегдатаев.
Детский оздоровительный лагерь «Озеры» был основан в 1932 году для отдыха детей работников авиационного завода № 22 в Филях, позже переименованного в завод имени М.В. Хруничева (в настоящее время – Ракетно-космический завод в составе ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»), в прекрасном сосновом бору на берегу реки Оки.
Четырехразовое питание, водные процедуры, тихий час, кружки и секции, танцы «на пионерском расстоянии», шалости после отбоя - бои подушками, обмазывание спящих зубной пастой и непременные страшилки, походы, спартакиады, концерт к родительскому дню, выпуск стенгазеты, прощальный костер... Все это было, как и во всех остальных лагерях СССР. С окончанием советского периода лагеря переименовали в детские оздоровительные, но многие из них перестали существовать. Теперь на месте лучших из них заброшенные территории...
Интересно
Традиция пугать друг друга после отбоя мистическими историями про красное пятно, черную-черную комнату и белую простыню, вероятно, родилась в первые же «синие ночи». Уже в 1940-е разговоры после отбоя про всякие ужасы были характерным лагерным развлечением. Особую популярность и разнообразие страшилки получили в 1960-е, когда по-настоящему бояться детям стало нечего.
В 1990 году Эдуард Успенский на основе популярных сюжетов страшилок написал повесть «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы».