23:35
четверг, 28 марта
2022-06-16T17:11:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/43904
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
16-06-2022 17:11 3432

Россия отказалась от Болонской системы образования. Что дальше?

Минобрнауки сообщило об исключении всех вузов России из Болонского образовательного процесса, который предусматривает двухступенчатую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру. Предполагается, что в России будет создана собственная система обучения студентов. Как эту новость восприняли в вузах?

О том, что российские вузы будут исключены из Болонской системы, в Европе заявили еще апреле, после того, как часть российских ректоров высказалась в поддержку спецоперации на Украине. Позднее заместитель главы российского Минобрнауки констатировал окончательный разрыв отношений. Теперь систему высшего образования в России ждет масштабная реформа. Возможно, будет принято решение вернуться к старой схеме, когда выпускники получили диплом специалиста спустя пять или шесть лет обучения. Не исключено, что сохранится и двухступенчатая система, но будет изменена.

«Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказал руководитель Минобрнауки Валерий Фальков.

Что такое Болонская система

Болонский процесс - движение по созданию единого Европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к нему в 2003 году и официально перешла на такую систему подготовки кадров в 2011-м. Стран, которые участвуют в Болонском процессе, было 49, включая Россию. Система предусматривает бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года). Самое главное - бакалавриат можно завершить по одной специальности, а в магистратуру поступить на другую. До введения Болонской системы в России в вузах обучались пять-шесть лет в рамках системы специалитета. Болонская система нужна была, чтобы выпускникам с российской «вышкой» было проще устраиваться на работу за границей. Сегодня из-за санкций такая возможность практически сведена к нулю.

Чем грозит студентам выход из Болонской системы

В первую очередь выход из Болонских соглашений означает, что дипломы о высшем образовании, полученные в России, перестанут признавать десятки западных стран. Кроме того, разрыв соглашений ставит крест на возможности академического обмена, который позволял российским студентам учиться несколько семестров за границей. Пострадают от этого и зарубежные студенты, которые приезжали в ведущие университеты России.

За что теперь критикуют Болонскую систему

Болонскую систему последовательно критикуют уже давно - в первую очередь за то, что образование перестало быть фундаментальным, а вместе с фундаментальностью потерялось умение размышлять, анализировать и доказывать.

Кроме того, противники Болонской системы указывают на более короткий по сравнению со специалитетом срок обучения в бакалавриате. Дело в том, что далеко не все бакалавры идут в магистратуру, и тогда получается, что их высшее образование ограничивается четырьмя годами. Этого мало для полноценного образования, и на бакалавров смотрят как на недоучек. Сомнения вызывает и то, что можно поступить в магистратуру по иному направлению, чем был бакалавриат (например, став бакалавром по экономике, пойти в юридическую магистратуру). Кто-то видит в этой гибкости плюсы, кто-то — минусы, считая тех, кто учился в магистратуре «не по своему» направлению, непонятно кем.

Будет ли у вузов право выбора?

Да. 7 июня в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект о добровольном участии вузов в Болонском процессе. Авторами инициативы выступила группа депутатов, в том числе Геннадий Зюганов, Олег Смолин и Иван Мельников.

«Смысл Болонского процесса заключается в обеспечении академической мобильности студентов, в первую очередь трансграничной… В настоящее время недружественные действия в отношении России большинства стран-участников Болонского процесса практически свели ее к нулю», — говорится в пояснительной записке к документу.

Поэтому предложено дать право институтам и университетам самим решать, выйти из Болонского процесса или оставаться в нем и дальше. Например, это нужно, если в вузе учится много иностранцев, которым важен диплом международного образца. Кроме того, предлагается утвердить федеральные государственные образовательные стандарты по программам специалитета по всем специальностям, как это было до 2011 года.

Как изменились правила приемной кампании в 2022 году

Российские высшие учебные заведения сейчас ведут набор абитуриентов по старым правилам. Предполагается, что пока вузы продолжат обучение по схеме бакалавриат/магистратура. Параллельно будет разрабатываться новая система, но конкретики пока нет. Ведутся разговоры о том, чтобы расширить программу пятилетнего специалитета, новый список специальностей в Минобрнауки обещают подготовить к 2024 году. В то же время глава ведомства Валерий Фальков допускает введение ограничений на переход бакалавра на другое направление магистратуры. По его словам, необходимо сделать так, чтобы это были только направления, близкие по профилю. Министр признает, что перестройка системы высшего образования в России займет много лет.

Как восприняли новость о выходе из Болонской системы в вузах?

Своим мнением о назревшей реформе высшего образования поделилась ректор ГСГУ Жанна Леонова:

«Возникает двоякое отношение к происходящему. С одной стороны, нет смысла состоять в международной Болонской системе, когда к нашим студентам начинают предвзято относиться за рубежом. С другой стороны, любая реформа образования требует времени и обдуманного подхода. Конечно, со специалитетом было все предельно понятно. Студент, отучившийся в вузе пять лет, получал конкретную специальность и легко устраивался на работу. А вот выпускников-бакалавров большинство работодателей до сих пор воспринимают как людей с незаконченным высшим образованием. Например, если говорить про педагогику, то бакалавры не имеют права преподавать в 10 и 11 классах, для этого нужно окончить магистратуру. Кроме того, бакалаврам запрещается занимать руководящие должности. Получается, что человек, отучившийся четыре года, потом сталкивается с рядом ограничений. У магистров больше возможностей, но в магистратуре нужно учиться еще два года. А у нас часто бывает такое, что на третьем-четвертом курсе студенты уже начинают работать, в магистратуру идут далеко не все. Безусловно, грядущая реформа системы высшего образования потребует от вузов изменить учебные программы, подходы к обучению, компетенции. Сейчас на самых высоких уровнях идут обсуждения и принимаются решения, от которых будет зависеть дальнейшая судьба высшей школы. Наш вуз готов к различным сценариям: либо продолжать обучение по двухуровневой системе - бакалавриат и магистратура, либо возвращаться к специалитету с аспирантурой. Опыт работы есть в обеих системах. Главное, чтобы этот процесс проходил постепенно и безболезненно для студентов и выпускников. Прервутся ли вузовские международные контакты? Не думаю. Наши студенты до сих пор выезжают на практику в те государства, которые готовы нас принимать: страны СНГ, Китай. Правда, взаимообмен студентами и преподавателями с Китаем временно приостановлен из-за ковида. По моему мнению, не стоит заглядывать слишком далеко вперед. Надо подождать и оценить, как будет проходить реформа. Пока вопросов больше, чем ответов. В любом случае мы готовы подстраиваться под изменения и пожелания работодателей. Что касается приемной кампании 2022 года, набор абитуриентов в этом году идет по старым правилам - набираем на бакалавриат и магистратуру».

Нам интересно Ваше мнение о материале
10
3
12
« Июнь, 2022 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 123
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
17.9% (22)
Нет, родители ничего детям не должны
6.5% (8)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
75.6% (93)