В середине ХХ века прорывом в антропологии стало восстановление облика человека по черепу. Первыми были восстановлены царственные особы, такие, как Иван Грозный и его жена Марфа Васильевна. Но наука движется вперед, и вот уже коломенским археологом, младшим научным сотрудником Коломенского археологического центра Виолеттой Гусевой восстановлен облик простого коломенца, жившего примерно в XVII веке. Мы поговорили с археологом и выяснили, каким же образом безликие останки превращаются в черты вполне конкретного человека.
- Виолетта, скажите, как долго вы шли к тому, чтобы научиться восстанавливать облик по черепу?
- Я окончила факультет истории, управления и сервиса ГСГУ. Три года уже работаю в нашем археологическом центре. После археологических раскопок стала заниматься антропологией в институте археологии РАН. Когда предложили пройти курс при институте этнологии и антропологии, я согласилась, училась у Елизаветы Валентиновны Веселовской. В качестве зачетной работы можно было выбрать любой череп для реконструкции. Естественно, я выбрала коломенский.
Первые подобные работы были проведены в СССР в 1940-е годы. В 1950 году при Институте этнографии Академии наук СССР открыли лабораторию пластической реконструкции, руководителем которой был назначен Михаил Герасимов. За книгу «Основы восстановления лица по черепу», вышедшую в 1949 году, ученый был удостоен Сталинской премии III степени.
- Получается, это первая реконструкция коломенца, не считая Марфы Васильевны Собакиной. А вообще много уже реконструировано в нашей стране людей по их останкам?
- Да, много. Сначала занимались значимыми лицами, а теперь вовсю реконструкцией древних людей. Недавно реконструировали так называемого снежного человека.
- Неужели снежный человек действительно существовал?
- У него просто такое название, потому что он отличается от всех людей, как по зубам, так и по массивности черепа, у него огромная мозговая коробка.
- Это другая ветвь человека?
- Нет, это та же ветвь, из которой произошли и мы, просто этот человек очень массивен.
- В Коломне были найдены останки снежного человека?
- Пока нет.
- А что за череп вы нашли и почему именно его решили восстановить?
- В этом году при обустройстве Михайловской набережной были найдены две могилы. Достаточно большая глубина захоронения - больше полутора метров. Было тяжело добраться, так как они лежали буквально по стенке траншеи, была угроза обвала. Поэтому удалось раскопать только одну могильную ямку. Это было захоронение в гробу, присутствовали железные гвозди.
Достали только один череп и скелет до пояса. Сложно определить эпоху, потому что в слое не было найдено датирующего материала, но мы предполагаем, что это XVII век. Точнее скажет специалист по керамике Алексей Борисович Мазуров.
- Что вы смогли узнать по обнаруженным останкам?
- Это мужчина в возрасте от 40 до 49 лет. Череп мужчины очень сильно отличается от черепа женщины степенью развития надбровных дуг, массивностью нижней челюсти и другими особенностями. Мы обнаружили у него следы абсцесса - гнойного воспаления. Поэтому предполагаем, что причина смерти - воспаление на левой скуловой дуге, но для достоверности нужно сделать рентген.
- Как происходит работа по восстановлению облика?
- Работаем с прибором диоптографом. Череп кладется в профиль, потом анфас, снимаются все мерки, обводится контур. Нам повезло - череп в хорошей сохранности. Работать надо очень аккуратно и точно, нельзя упустить ни одного момента, иначе потом все пойдет неверно. Даже то, что наш предок немного лопоухий, тоже предопределяется расположением костей, как и глубина глаз, высота и ширина глазницы. Нос является отражением внутренней носовой впадины. У него получился достаточно аккуратной носик,округлый затылок. Глаза некрупные, среднее переносье. Средняя ширина лица и высота лба, немного впалые глаза. То есть совершенно средний человек по облику, ничем не выделяющийся.
- Что будет с результатами исследования?
- У меня в планах написать работу о состоянии здоровья населения того времени. Череп будет перезахоронен. В Коломне это первый такой опыт, поэтому опубликую результаты. А при следующих раскопках я планирую собрать коллекцию, где буду делать реконструкцию почти всех черепов. Появится альбом.
Директор Коломенского археологического центра Александр Сыроватко:
«Важно, что в Коломне появился такой специалист. Мы теперь можем представлять, как выглядели наши предки. Это очень важно для визуализации абстрактного археологического материала. Возможно, скоро 3D-принтеры позволят восстанавливать облик наших предков достаточно точно, и это откроет новые большие возможности».