В этом году газета «Ять» отмечает свое 30-летие. Ее первый номер вышел в свет 20 ноября 1992 года. Он был небольшим, но для того времени непривычно смелым, ироничным, острым, ярким. Образованная в эпоху перемен газета стала одним из первых независимых изданий, появившихся в Коломне. Конечно, многие темы первых номеров могут вызывать у нынешнего читателя улыбку, ведь изменились страна и взгляды, совершенно другими стали правила политики и бизнеса. Подшивка «Ять» за 30 лет – это настоящее путешествие во времени. Готовясь к круглой дате, мы полистаем вместе с вами пожелтевшие от времени страницы и вспомним, какой была газета, о чем писали журналисты, какие проблемы волновали жителей. Мы будем возвращаться к архивам и рассказывать, о чем писала «Ять» на протяжении 30 лет.
Итак, год 1992...
Страну «трясет», полки магазинов пустеют, растет инфляция, формируется неведомая капиталистическая жизнь... Вместе с тем принимаются новые законы, которые в корне меняют принципы журналистики и дают прессе свободу слова. 12 июня 1990 года происходит событие всероссийского масштаба – выходит закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который полностью упраздняет понятие «цензура». В условиях полной свободы начинается массовая трансформация газет и журналов. Вместо сухого, канцелярского, вымученного языка советских газет возникает совершенно другой – живой, понятный, остроумный. Таким был язык газеты «Ять». Первые полосы выходили с громкими заголовками: «В России можно потолстеть!», «Мы с Америкой», «Ваучер прыгает, как Бубка», «Господи, помоги вдолбить!».
Начало деятельности журналистов «Ять» пришлось на переходное время. Челноки, непонятное слово «рынок», ваучеры, распроданные детские сады... Обо всем этом не боялась сообщать «Ять», писать дерзко и резко.
Первые номера газеты были объемом всего четыре страницы и тиражом 5000 экземпляров. «Ять» выпускали четыре человека, главным редактором был Михаил Арензон. Газета выходила раз в неделю и с самого начала была платной, причем дороже, чем другие издания. Впрочем, и сегодня «Ять» по стоимости обходит своих конкурентов. Она никогда не раздавалась бесплатно.
Почему «Ять»
Многие читатели до сих пор спрашивают: «А почему «Ять»?» Вообще, с названием связана интересная история.
«Тогда только появился «Коммерсант», и все обалдели от этой газеты с этим «ером». Нам хотелось сделать чтото подобное, – рассказывал в одном давнем интервью основатель еженедельника Михаил Арензон. – Когда я поехал регистрировать нашу газету, у меня название «Коломенский вестник» было написано через букву «ять». А в редакционной инспекции мне сказали: «Нет. У нас русский язык, а не старославянский! Поэтому «вестник» через «ять» не имеете права писать». Нам отказали, и тогда прямо там родилось название «Коломенский вестник «Ять».
Как печаталась «Ять»
Система была забавная. Номера печатали на машинке, после чего текст относили в типографию, там его перенабирали и выводили в прозрачных пленочках. Потом их вручную резали и приклеивали к большой, прозрачной, толстой пленке. Затем все это перефотографировали, выводили на пластину, с которой шла газета. И это был новый способ – офсетная печать.
Главный редактор Медиахолдинга «Ять» Елена ГОМЗИНА