«Еще десять лет назад мы спокойно ходили по лесу, собирали грибы и ягоды. Сейчас через поваленные деревья приходится буквально продираться. Деревья болеют и сохнут. Их надо убирать, пилить. Много валежника, который лежит годами. Не хватает или средств, или внимания, или ответственности. Но во всяком случае, не чувствуется, что у этих лесов есть заботливый хозяин», - пожаловался коломенец, заядлый грибник Николай Петров.
В нашу редакцию регулярно приходят письма жителей, обеспокоенных состоянием зеленого богатства Коломенского края. Почему так происходит? Кто должен убирать сухостой и поваленные деревья в лесу?
Чем дальше в лес, тем больше дров
Картина, которую люди наблюдают в лесу, действительно неприглядная. Лес переживает не лучшие времена. В связи с тем, что санитарные рубки долгое время не проводились, в них скопилось много бурелома сухостоя и ветровалов.
Лес надо чистить. Это вопрос не столько эстетики, сколько безопасности: мертвые деревья могут стать причиной пожаров и местом размножения вредных насекомых. Но кто сегодня занимается уборкой леса? До 2006 года в России действовал Лесной кодекс РСФСР 1978 года. Леса состояли в государственной собственности и предоставлялись только в пользование. Лесопользователями помимо граждан могли быть государственные, кооперативные и общественные предприятия, учреждения и организации. По факту, как вспоминают специалисты, большинство территорий занимали лесхозы и леспромхозы - специализированные государственные предприятия. Пока они занимались всеми лесозаготовительными работами, их структурные подразделения — лесничества — брали на себя уход за лесом и его охрану. В 1980-х годах в СССР было более 2600 лесхозов и леспромхозов и около 12 500 лесничеств. В начале нового века все изменилось. В 2000 году были ликвидированы Федеральная служба лесного хозяйства и Госкомитет по охране окружающей среды (Госкомэкология), а их функции переданы Министерству природных ресурсов. И началось…
Ау, хозяин!
После лесных реформ функция лесничих свелась к минимуму. Если раньше лесничие были хозяевами леса и сами контролировали рубку, заготавливали древесину, занимались санитарной обработкой и тушили пожары, то современный лесничий из рабочего превратился, скорее, в инспектора.
Согласно Лесному кодексу, он должен патрулировать леса, выявлять нарушения, выписывать предписания, задерживать нарушителей. В подчинении у этого специалиста обычно есть помощник и государственны инспектор по охране леса. Последние, как правило, оказывают «государственные услуги»: отводят делянки для заготовки древесины, принимают от арендаторов лесные декларации, подбирают участки для выполнения различных работ.
Новые законы связывают лесников по рукам и ногам, почти не оставляют за ними полномочий по уборке лесов. Лесной кодекс 2007 года, в частности, запретил сплошные рубки в защитных лесах Подмосковья. Закон говорит: «Леса защитные*, их трогать нельзя!»
В результате перестоя этот лес стареет и просто гибнет. Лесные пожары отчасти тоже последствия этого запрета.
*К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Старший участковый лесничий Ступинского филиала ГКУ «Мособллес» Николай Ерофеев: «Раньше в сплошную рубку назначались насаждения, возраст которых достигал 40 лет. Эти деревья срубались, а на их месте высаживались новые. Сейчас так делать нельзя: в рубку назначаются только полностью погибшие деревья и участки леса, например, поваленные ветром или сгоревшие при пожаре. В конечном итоге, по моему мнению, внесение поправки в Лесной кодекс, разрешающий рубку спелых и перестойных лиственных насаждений, во многом решил бы вопрос захламленности леса».
За последние 30 лет площадь перестойных насаждений увеличилась в Подмосковье более чем в 20 раз! Катастрофа - нашествие короеда-типографа - не заставила себя долго ждать. В итоге «природоохранные меры» по спасению леса привели к противоположным результатам — общему старению насаждений и захламленности лесов. Из-за того, что леса переполнены сухостоем и валежником, они производят меньше кислорода. По многочисленным исследованиям, наибольшее количество кислорода выделяют молодняки и средневозрастные насаждения. Так, с 1 га 20 - 30-летних сосняков за 10 лет выделяется до 40 тонн, затем эта способность ослабевает. В 100-летнем возрасте они дают около 10 тонн кислорода.
Только в порядке электронной очереди
Еще одна препона - это конкурсное размещение государственных контрактов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Никакие работы по расчистке леса не проводятся без электронных торгов по выбору подрядчика. Проще говоря, чтобы убрать даже небольшой участок мертвого леса, нужно проводить аукцион, а на это уходит уйма времени и сил. К тому же сегодня же по конкурсу заходят разные фирмы, которые за копейки берутся выполнить условия контракта. В итоге горе-специалисты, совсем не разбирающиеся в тонкостях лесного дела или набравшие слишком много объектов, оказываются не способны провести работы в установленные сроки, что в конечном итоге негативно сказывается на состоянии леса.
Как работает аукционная система на практике?
Простой пример. В 2020 году над Коломенским округом пронесся шквалистый ветер, который натворил немало бед в лесу - были повалены десятки деревьев в Песковском лесничестве. Тогда МЧС организовало экстренную рубку упавших деревьев на дороге, ведущей к населенным пунктам.
Работниками лесной охраны были произведены отводы поврежденных участков на площади 74 гектара, определена площадь и сделана съемка лесных участков. Все это было сделано оперативно, материалы были переданы в Комитет лесного хозяйства до Нового, 2021 года. Затем Комитет лесного хозяйства выставил эти участки на аукцион. В общем, непосредственно к самой рубке приступили только спустя девять месяцев. За это время деревья успели превратиться в труху, которую почти невозможно продать.
По словам Николая Ерофеева, в этом году в Песковском лесничестве санитарные рубки леса будут проводиться на площади 74 га. Аукцион успешно проведен, подрядчик приступил к работам. На очереди проведение аукциона на 40 га отведенного ветровала, и порядка 50 га отводится в настоящее время.
После вырубки деревья отправляют на переработку. Правда, разнородная и зачастую уже низкосортная древесина приносит небольшую прибыль. Какое-то количество древесины идет на пиломатериалы, часть - на дрова, мусор и пни перерабатываются в щепу. На тех участках, где прошли сплошные рубки, создаются лесные культуры. В Песковском лесничестве на месте вырубленных участков планируют посадить саженцы ели или сосны.
СПРАВКА. В состав Ступинского филиала ГКУ Мособллес входят Ступинский, Коломенский, Озерский и Каширский районы. Городской округ Коломна включает в себя семь участковых лесничеств - Маливское, Песковское, Коломенское, Карасевское, Озерское, Бояркинское и Сосновское. В каждом из них работают по два-три специалиста.
Ольга БАЛАШОВА