Дети – самые важные пассажиры в автомобиле, и ответственность за их безопасность несут родители. Использовать детские удерживающие устройства при перевозке ребятишек требуют Правила дорожного движения. Каждый водитель должен понимать, что детское автокресло – это прежде всего жизнь и здоровье перевозимого ребенка. Будучи непристегнутым, маленький пассажир рискует получить травмы при столкновении или резком торможении автомобиля. Несмотря на очевидную необходимость использования детских кресел, бустеров и довольно приличную сумму административного штрафа, некоторые водители пренебрегают требованием правил, сознательно создавая угрозу здоровью и жизни ребенка.
В России 29% родителей перевозят детей в возрасте до семи лет в собственных автомобилях без автокресел. 44% не пользуются автокреслами при поездке на такси или в транспорте знакомых. Такие данные приводит ГИБДД, которая провела опрос при участии аналитического центра НАФИ (Национального агентства финансовых исследований). 50% опрошенных родителей признались, что перевозили даже новорожденных из роддома, не используя специальные детские удерживающие устройства. Что ж, печально, ведь именно родительская безалаберность виновата в том, что несовершеннолетние погибают или получают травмы в ДТП, потому что они не были пристегнуты или не сидели в автокреслах.
С начала года коломенские госавтоинспекторы оштрафовали 63 водителей за нарушение правил перевозки детей. В арсенале родителей-нарушителей традиционные отговорки: «Я хороший водитель», «Нам недалеко ехать» или банальное «Кресло есть, но не в машине». К сожалению, многие покупают кресла «для вида», чтобы избежать штрафа, не пристегивают детей и не закрепляют удерживающее устройство. Иногда родители уверены, что ребенок пристегнулся самостоятельно, а на самом деле это не так. В случае ДТП такая «защита» не сработает.
«Практика показывает: при ДТП детские кресла снижают тяжесть последствий, а в некоторых случаях даже спасают жизнь, что доказывают краш-тесты. Родители должны это понимать. Самые серьезные травмы маленький пассажир может получить, если сидит посередине заднего сиденья. Если машина врежется в препятствие, ребенок вылетит на трассу через переднее стекло машины или ударится о приборную панель. Кресло удержит его на месте, и он останется цел», - прокомментировал инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Коломенскому г. о. Анатолий Губин.
Зачем использовать детское кресло
1. Кресло не модный аксессуар. Оно защищает малыша от травм при ДТП или резком торможении.
2. Дети в кресле не отвлекают водителя. Примерно с года ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающим миром — хватать, нажимать, пробовать на вкус. На месте сидеть скучно, а переключатели, кнопки и рычаги в салоне машины очень интересны малышу. Все это может отвлечь водителя от дорожной ситуации и привести к ДТП. В кресле ребенок ограничен в передвижении.
3. Использование кресла помогает избежать штрафа. Если малыш едет в машине без кресла, шофера оштрафуют на 3000 рублей.
С какого возраста нужно сажать в кресло?
По закону даже новорожденных укладывают в особое кресло-автолюльку.
• До семи лет детей перевозят в кресле, которое соответствует весу и росту. Пристегивать ребенка до семи лет разрешено только лямками детского кресла. Штатными ремнями можно крепить само кресло к сиденью в машине. Это связано с тем, что штатные ремни рассчитаны на рост взрослого человека — ребенку они будут давить на горло, а при ударе могут задушить или повредить шейные позвонки. На эту тему также есть краш-тест.
• С семи до одиннадцати лет — на заднем сиденье. Ребенку старше семи лет разрешается ехать на втором ряду без специальных приспособлений, если его рост выше 150 см. Хватит штатного ремня безопасности.
Это нужно запомнить
• Никогда не пристегивайтесь с ребенком одним ремнем. Во-первых, при столкновении вы не удержите ребенка, во-вторых, можете придавить его собой.
• Минимум до года ребенок должен ездить спиной по ходу движения. У маленького ребенка относительно большая и тяжелая голова при очень слабых шейных мышцах. В результате в случае даже просто резкого торможения в положении лицом вперед он может получить травму шейного отдела позвоночника, вплоть до летального исхода.
• Самое безопасное место в машине - на заднем сиденье в центре. Кресло должно быть закреплено очень плотно, люфт (движение пристегнутого кресла, если его покачать в стороны) не должен превышать пару сантиметров.
Виды удерживающих устройств для детей
Производители делят детские кресла по росту и весу ребенка. Всего четыре группы:
• для ребенка до года,
• до семи лет,
• от семи до двенадцати лет,
• после двенадцати лет.
Можно использовать бустер для детей старше семи лет. Он рассчитан так, чтобы ребенок сидел выше — так ремни будут лежать на груди, а не на шее. Он стоит меньше кресла, но ООН против того, чтобы сажать на бустер детей ниже 125 см и весом меньше 22 кг.
Фото: РИА новости
Ольга БАЛАШОВА