01:01
понедельник, 23 декабря
2021-03-21T14:16:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/38685
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
21-03-2021 14:16 3400

Как гаджеты влияют на психику детей

Ребенок не отлипает от гаджета и даже спит с ним в обнимку? Это может быть опасно. Врачи, педагоги и психологи все чаще сходятся во мнении, что использование экранных гаджетов сверх меры может привести к отставанию в умственном развитии, задержкам речи, памяти и внимания. Сколько времени ребенок может проводить со смартфоном и как побороть чрезмерное увлечение телефоном?

Стандартный вечерний диалог с ребенком:

- Можно уже мне телефон?

- А ты уроки сделал?

- Сделал.

- Ну раз сделал, держи!

Смартфон - как способ поощрения. Он же отличный метод наказания, утешения и развлечения. В общем, это весьма эффективный инструмент воспитания детей, которым пользуются многие взрослые, даже не подозревая, какую большую ошибку совершают. Зачем играть с ребенком, если можно дать в руки телефон? Зачем читать ему книги, когда полно аудиоверсий в смартфоне? Зачем напрягать родительскую голову поиском ответов на очередное детское «почему», когда можно отправить чадо к всемогущему «Гуглу»? И много других разных «зачем», которые в конечном итоге делают из ребенка зависимого от гаджета социопата.

Почему это опасно? Потому что использование гаджета в раннем возрасте (от двух лет) приводит к отставанию в умственном развитии. У ранних гаджетоманов тормозится развитие мозга, они не справляются с эмоциями и даже не могут контролировать звук своего голоса. Ученые из Канадского университета Калгари исследовали 2500 детей от двух до пяти лет, которые сидели за планшетами и смартфонами более 17 часов в неделю при рекомендуемых семи. После многолетних наблюдений и проведения специальных тестов выяснилось: у детей, которые с раннего возраста проводят много времени перед экраном, менее развиты умственные способности, нежели у их ровесников, не так увлеченных гаджетами.

Гуглят и лайкают, а пуговицу застегнуть не могут

Как говорят специалисты, давая ребенку в руки планшет или телефон, мы лишаем его самого главного для развития — возможности полноценно познавать мир. В педагогической практике полно примеров, когда маленькие дети легко находят на планшете мультфильмы, видео и игры, но при этом не умеют складывать кубики, самые простые пазлы, пирамиду или матрешку. Они не играют с игрушками, а ведь игра — это самое главное для ребенка- дошкольника. Такие дети испытывают трудности в общении с другими детьми, плохо разговаривают, становятся замкнутыми.

Чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций. Особенно сильно это начинает сказываться в школе на способности и готовности к обучению, саморазвитию, творческой деятельности.

Елена Белоус, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического образования ГСГУ:

«Чрезмерная увлеченность гаджетами оказывает негативное влияние на психофизическое и психическое развитие детей. Дело в том, что в обычной жизни наш головной мозг постоянно переключается с одного раздражителя на другой: тут птица запела, там что-то зашевелилось… Мир вокруг полон звуков и картинок, на которые клетки мозга активно реагируют. А в гаджетах все раздражители однотипные, сконцентрированы на малом пространстве, поэтому труднее переключать внимание, от чего сильно страдают клетки головного мозга - нейроны. Однообразие таких раздражителей не способствует развитию психики, а напротив, угнетает многие функции мозга. Как это проявляется у детей? Они становятся рассеянными, невнимательными, неуклюжими.. Например, ребенок ловко ориентируется в Интернете, находит в смартфоне мультик или видеоролик, но не может с первого раза надеть шапку, потому что она вываливается из рук... Или ребенок не замечает открытую дверь и врезается в нее. Кроме того, постоянное «зависание» в смартфоне снижает эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать чувства, эмоции и оценивать их. Отсюда вытекают серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, которые выражаются в неспособности ребенка дружить, решать спорные ситуации, договариваться, обсуждать, совместно играть».

Речь и моторика влияют на мышление

Во время просмотра видео или игры в телефоне дети молчат и не двигаются, все внимание сосредоточено на экране. Между тем речевое развитие, как и моторика, напрямую влияет на мышление. Психические функции (устная и письменная речь, память, моторика, интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития, складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в достаточном объеме. Еще одним серьезным фактором интеллектуальной деградации является потребление информации маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Оно не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться».

Не менее опасно и то, что у ребенка, погруженного в виртуальный мир, полностью пропадает связь с реальностью. Когда дети живут онлайн от трех до пяти часов, теряется интерес к жизни, хобби, кружкам, обучению и даже самому себе. Известны случаи, когда ребенок шантажировал родителей суицидом, чтобы получить телефон, и даже убивал родителей из-за гаджета. Дети в школьном возрасте воспринимают то, что видят на экране планшета, как реальный мир. Все, что делают герои игры, это своего рода руководство к действию для ребенка.

Близорукость у каждого шестого школьника

Дети, увлеченные смартфонами, чаще приходят к окулистам и неврологам с жалобами на здоровье и различные расстройства, которые возникли из-за активного использования гаджетов. Окулисты говорят о снижении остроты зрения, а невропатологи фиксируют по меньшей мере повышенную возбудимость, особенно у детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности. Если малыш с раннего возраста спит в обнимку с планшетом, однозначно будут последствия.

Анна Федоренко, офтальмолог КЦРБ:

«У детей в дошкольном и раннем школьном возрасте зрение садится очень быстро, а вот восстановлению поддается не всегда. Дело в том, что глаза человека полностью формируются примерно до 21 года, любое чрезмерное их напряжение вредно сказывается на зрении ребенка. Маленькие дети рождаются дальнозоркими, а по мере роста организма увеличивается и глазное яблоко. Близорукость обычно проявляется в 8 - 12 лет, когда оно  продолжает расти. Нередко у детей наблюдается спазм аккомодации (ложная близорукость) — нарушение работы цилиарной мышцы, вследствие которого глаз теряет способность к четкому видению предметов, находящихся на разных расстояниях. Основная причина этой проблемы — зрительное перенапряжение, которое возникает при постоянном времяпровождении перед монитором. По статистике, ложная близорукость зафиксирована у каждого шестого школьника».

Гаджеты мешают учебе

В российских школах нет категорического запрета на гаджеты. Часто телефоны запрещают доставать в классе, но старшеклассники прячут их под тетрадями, в пеналах и постоянно мониторят ленты соцсетей. По сути, подростки присутствуют в кабинете лишь физически. Учителя отмечают, что подростки гиперактивны и крайне рассеянны, они плохо воспринимают информацию на слух, не могут повторить то, что сказали ученики до них, им совершенно неинтересно рассуждать, они не в состоянии написать сочинение, создать новый образ.

«Электронная игла»

Специалисты говорят, что повальное увлечение гаджетами не только снижает качество учебы, но и оказывает негативное влияние на настроение и психический фон подростков. Подобные исследования периодически проводятся в школах России. Результаты практически везде одинаковы: оставшись без смартфона, школьники тоскуют, испытывают растерянность и совершенно не знают, чем себя занять.

Что говорят СанПиНы

Если использовать гаджеты умеренно и с учетом санитарных норм, то рисков можно избежать. В СанПиНах сказано, что минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука - не менее 39,6 см, для планшета - 26,6 см. Дети 1-2 классов должны проводить за компьютером не более 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5 - 9 классов - 30 минут, а старшеклассники - максимум 35 минут. Экран гаджета должен находиться от ребенка на расстоянии не менее 50 сантиметров. Наушники можно использовать непрерывно не более часа, громкость не более 60% от максимальной.

Дошкольникам категорически нельзя проводить перед экраном больше 20 – 30 минут в день.

Ученые из Национального института США заявили, что у детей-игроманов и интернет-серферов при длительном пребывании перед экраном истончается кора головного мозга, которая обычно истончается у человека только к старости.

Родитель, будь интереснее телефона!

Как же вытащить ребенка из телефона? Как можно больше общаться с ним! Брать на прогулки, в путешествия, креативить, играть, рисовать, устраивать конкурсы… Худшее, что можно сделать в такой ситуации, — стоять над душой и как попугай талдычить «вылези из Интернета». Это не сработает, особенно когда родители сами не вылезают из соцсети или переписываются с кем-то, а ребенку запрещают. Такие двойные стандарты недопустимы. Если нельзя ребенку, то и родителям тоже.

Задача родителя - стать интересным для своего ребенка. Почему сыну или дочке интересней в телефоне, чем со своей семьей? Спросите об этом себя. Да, это будет не самый удобный вопрос, но ответить на него необходимо.

Ольга БАЛАШОВА

Фото: pixabay.com

Нам интересно Ваше мнение о материале
9
1
3
« Март, 2021 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего голосов: 447
Занимаюсь время от времени
11.6% (52)
Тренируюсь активно и регулярно
8.1% (36)
Занимаюсь лечебной физкультурой
4% (18)
Делаю зарядку по утрам
8.9% (40)
Я профессиональный спортсмен
1.3% (6)
Просто стараюсь больше двигаться
24.8% (111)
Огород - лучший фитнес
18.1% (81)
Веду малоподвижный образ жизни
23% (103)