01:17
суббота, 20 апреля
2021-03-12T13:39:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/38607
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
12-03-2021 13:39 3358

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Домашнее задание сейчас – камень преткновения всех школьников и (как ни странно) их родителей. Многие так и не отвыкли помогать своему чаду делать уроки, а кто-то и вовсе считает, что школьная программа в наши дни настолько сложная, что дети физически не могут сами справляться со всем объемом «домашки». Разбираемся, в каком возрасте полезно прививать ребенку самостоятельность и как правильно и безболезненно это делать.

Выясняем причины

«Домашки так много, что с самого первого класса приходится вместе с сыном и дочкой ее делать до поздней ночи», – жалуются родители. Кто-то всеми силами пытается помочь ребенку разобраться в теме, кто-то хочет поскорее сделать все «для галочки», кто-то давно привык, что без его присмотра дети не могут сосредоточиться на скучных уроках.

«Причины, по которым ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, могут быть самыми разными, – говорит учитель начальных классов гимназии № 9 Светлана Старкова.

– Но чаще всего это гиперопека со стороны родителей. Если ребенок не привык к организованности, если дома взрослые все делают за него, то он не сможет выполнять домашнюю работу самостоятельно. Поэтому так важно с самого раннего возраста приучать ребенка к элементарным вещам: помогать по дому, складывать свои вещи, собирать рюкзак… Именно из таких мелочей и складываются собранность и самостоятельность. Если у ребенка нет этих качеств, то ему необходима будет помощь и с выполнением домашней работы».

Бывает и такое, что ребенок не ленится и не отлынивает от учебы, а боится. В таком случае  надо разобраться в причинах, что мешает ему полноценно учиться. Например, школьник не понял конкретную тему, или переживает, что не хватает времени, или просто не знает, как правильно оформить домашнюю работу. Поговорите с ребенком и постарайтесь его понять. Возможно, с учебой это никак не связано, и все дело в конфликтах со сверстниками или других более серьезных проблемах.

Организуем самостоятельную работу

«Приучать ребенка делать уроки без помощи взрослых надо уже со второго класса, – говорит Светлана Старкова. – Чем раньше, тем лучше. Не стоит сразу оставлять его один на один с заданием: постепенно организовывайте жизнь так, чтобы школьник научился самостоятельности. Например, очень важно, чтобы задание прочитал не родитель, а сам ребенок: так он будет воспринимать новую информацию активно, а не пассивно, учиться анализировать. Спросите его: «Ты понял, что именно надо сделать? Объясни мне». Кроме того, полезно учить ребенка разбивать задание на простейшие шаги и выполнять их постепенно. Даже самые несложные упражнения все равно включают в себя несколько пунктов. Убедитесь, что ребенок их понял и выполнил все, ничего не забыл».

Первый шаг к самостоятельности – распорядок дня. Сверьтесь с недельным расписанием, учтите все дополнительные секции и кружки и определите время, в которое ребенку удобно будет делать «домашку»: это очень организует. Кстати, все нелюбимые и сложные предметы школьники часто пытаются отодвигать «подальше», но начинать лучше именно с них, чтобы оставить все менее энергозатратное напоследок.

Советы родителям

Разграничивайте полномочия. Иногда в школе задают какой-нибудь сложный проект, где родительская помощь просто необходима. Так что сразу определите, что ребенок будет делать полностью самостоятельно, а где может ждать вашего участия.

Не подсказывайте по мелочам. Очень часто ребенок знает, что ему подскажут, а потому с грустными глазами ждет знаков от мамы или папы вместо того, чтобы думать самому.

Делайте памятки. Если у ребенка ступор просто потому, что он не знает, как оформлять ответы, то лучший выход – маленькие подсказки на рабочем столе. Запишите на листочке, который всегда в поле зрения, сколько клеток нужно отступать от предыдущей задачи, как правильно начинать домашнюю работу и т. д.

Не сидите рядом с ребенком. Приучайте его подходить к вам с вопросом, а не ждать вопросов (и ответов) от вас.

Давайте время на отдых. Если ваш ребенок ходит еще и в дополнительные секции, то его жизнь легко может превратиться в замкнутый круг «школа – домашнее задание – кружки – домашние задания – школа». Разумеется, это сильно выматывает и давит психологически. У ребенка всегда должно быть свободное время на отдых и игры.

Не давите. Пожалуй, это самый главный фактор. Старайтесь не ругаться и не раздражаться, хотя порой это очень сложно. А вот вводить систему наказаний за несделанное задание, как и проводить любые другие манипуляции – плохой путь. Не стоит угрожать ребенку или стыдить его за то, что он плохо учится. Все дети разные: кто-то понимает новую тему сразу, а кому-то приходится все объяснять по десять раз.

Сколько времени нужно проводить за уроками?

Объем «домашки» регламентируется нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Так, выполнение домашней работы по всем предметам не должно превышать 1,5 часов во 2-3 классах, 2 часов в 4-5 классах, 2,5 часов в 6-8 классах, 3,5 часов в 9-11 классах.

Ольга Рулькова, мама двоих детей:

«Моя младшая дочь учится в 4 классе. Домашнее задание помогаю выполнять практически постоянно: иногда нужно помочь объяснить что-то, а иногда ребенку просто необходимо мое присутствие. В нашей школе, на мой взгляд, задают немного, но вот учебники абсолютно пусты: часто нет полноценного объяснения нового материала и правил, а если и есть, то написаны таким языком, что и взрослый человек не сразу поймет, что хотели донести до детей. Больше всего времени тратим на математику, а проще всего с устными предметами, но это все зависит от конкретной школы. Я знаю школы, в которых дают задания даже по музыке, причем не всегда самые легкие».

Анастасия Киселева, мама шестерых детей:

«Двое моих детей сейчас учатся в третьем классе: так получилось, что младшая дочка пошла в школу раньше положенного возраста, потому что захотела учиться вместе с братом. С домашней работой я помогаю, только когда у детей что-то не получается. Например, какая-нибудь сложная задача или проект, где нужна техническая помощь взрослых. Нет определенного возраста, когда ребенок должен выполнять домашнее задание сам. Это зависит от множества факторов: от его внутренней зрелости, учителя, социальной среды… В идеале дети уже в первом классе должны понять, что учеба — это их дело, а со второго класса делать уроки самостоятельно».

Мария СИНЕОКОВА

Нам интересно Ваше мнение о материале
7
0
3
« Март, 2021 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 227
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
17.2% (39)
Нет, родители ничего детям не должны
6.6% (15)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
75.3% (171)