Современные дети обычно идут в школу уже подготовленными: родители сами обучают их чтению и письму, а нередко и иностранным языкам, записывают в подготовительные классы и кружки. С другой стороны, некоторые твердо убеждены, что все эти навыки — забота не их, а учителей в школе. Так где же правда? Когда нужно начинать учить ребенка школьным дисциплинам?
«Лучше всего учить ребенка читать примерно с пяти лет, – говорит педагог с 42-летним стажем Ольга Домогатская.
– Дошкольное обучение в любом случае очень важно для общего развития ребенка. Кроме того, если он уже умеет читать, адаптация к школе пройдет проще: ребенок будет чувствовать себя увереннее, уроки станут для него легче и интереснее, появится более сильная мотивация к учебе. К тому же школьная программа сейчас такая, что первоклассники уже с самого начала года должны уметь читать задания и вопросы из учебников».
Как понять, что время настало?
Специалисты по дошкольному обучению выделяют обычно несколько признаков, которые отчетливо показывают, что ребенок вполне готов учиться читать.
Во-первых, малыш активно разговаривает, умеет формулировать целые предложения, а не отдельные фразы. Различает звуки, то есть понимает, чем отличаются «дом» и «том», «лук» и «люк». Во-вторых, у ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и разбирается, где верх, а где низ, где право, где лево. Главное — чтобы он понимал, как построен текст на странице и не читал его зеркально, то есть с конца. В-третьих, ребенок усидчивый и умеет концентрироваться на одном занятии какое-то время.
Самый важный пункт - заинтересованность самого малыша. Если ребенок проявляет активный интерес к книгам, хочет читать, то все просто отлично. Обучение ребенка через силу, «потому что так надо» только усугубит дело.
Как начать?
«Начинать стоит с изучения букв, – объясняет Ольга Домогатская. – Самое важное: согласные надо читать как звуки. То есть не «эль», «эм», «ка», а «л», «м», «к», иначе ребенку будет очень сложно далее соединять их в слоги. Если дома на стене висит плакат с азбукой и ребенок может назвать все буквы, это еще не показатель, что он действительно их знает: такая азбука помогает просто определять по картинке первый звук. Учить же буквы нужно отвлеченно от предмета, абстрактно. Для этого, например, их можно писать, вырезать, складывать, лепить из пластилина. Можно дать ребенку задание искать и зачеркивать какую- нибудь букву в старой книге или газете. Очень хорошо, если он будет видеть и узнавать их на улице: на объявлениях, витринах, в названиях магазинов».
Когда ребенок начинает уверенно отличать буквы (даже необязательно весь алфавит, достаточно нескольких согласных и пяти гласных - «а», «о», «у», «ы», «и»), тогда можно пытаться соединять их вместе, чтобы складывать в слоги, однако делать это надо очень плавно. Не «ма», «па», а «ммммаааа», «ппппааааа». В этом может помочь слоговая таблица, которая есть во многих букварях: наверху написаны гласные, слева согласные, а по центру сами слоги: «ма» – «мо» – «му» – «мы» – «ми» и т. д.
Разобравшись со слогами, можно начинать читать слова. Помните: они – основа чтения. Чем больше ребенок будет тренироваться читать отдельные слова, тем проще ему будет складывать их в предложения.
Советы педагогов
- Если вы учите ребенка по букварю, будьте готовы к тому, что он может бояться открывать книгу: слишком уж много там незнакомых и длинных слов. Самый простой выход – использовать раздельные карточки. Когда ребенок видит небольшой объем новой информации, ему легче и интереснее читать. Если такой возможности нет, то читать надо маленькими кусочками. Говорить ребенку: «сегодня мы с тобой прочтем вот столько», чтобы ему не было тяжело психологически, чтобы он не переживал.
- Если вы взялись учить ребенка читать самостоятельно, то делать это надо регулярно. Сейчас все очень занятые, времени катастрофически не хватает, но чтение от случая к случаю пользы не принесет. В идеале каждый день нужно выделять на обучение час- два (либо хотя бы 10 минут, но больше заниматься в выходные).
- Читая с ребенком, обращайте его внимание на артикуляцию. Например, «а» – это широко открыт рот, «о» – губы в кружок. Подсказывайте ребенку не букву («у»), а артикуляцию (складывайте губы «в трубочку»), и он сам сообразит.
- Если ребенок совсем не хочет читать, то давить нельзя – надо ждать момент, когда он сам будет готов. Бывает так, что ребенок долго не тянется к книгам, а спустя какое-то время загорается чтением. Важно, чтобы он внутренне подготовился. Если дело не идет, можно записать его в кружок или школу с хорошими педагогами.
- Разумеется, самое главное – создать дома атмосферу, которая будет располагать к чтению. Если родители много читают и ребенок с самых ранних лет окружен книгами, то он гораздо раньше к ним потянется.
Подготовила Мария СИНЕОКОВА
Фото: pixabay.com