«Зачем мне читать книги, если все это я могу увидеть в кино?» — вполне резонный вопрос, которым сегодня задаются многие. Нужные знания возможно почерпнуть из Интернета, интересные сюжеты — из сериалов, а считать книги развлечением можно только с большой натяжкой: проще поиграть в настольные или видеоигры. Так нужна ли современному человеку художественная литература?
Как ни странно, ответ однозначный: нужна. Художественная литература является таким же видом искусства, как кино, театр или музыка, однако воздействует она на аудиторию иначе, поэтому не может быть заменена.
«Искусство обращается ко всем органам чувств, – говорит профессор кафедры русского языка и литературы ГСГУ, доктор филологических наук Георгий Прохоров, – а разные виды искусства взаимодополняют друг друга.
Художественный текст имеет возможность перейти в иную форму – иллюстрацию, фильм, компьютерную игру и т. д. Но если вы читаете книгу, то коммуницируете с автором, если же смотрите только фильм, то с режиссером. В этом плане, если вы ограничиваетесь экранизацией, то будете иметь дело с видением третьего лица, то есть не сможете полноценно понять ни смысл книги, ни идею режиссера: у вас просто не будет возможности сравнить эти два произведения. Но, разумеется, ничего плохого в кино нет: кому-то проще воспринимать текст, кому-то – визуальный материал. Ключевая вещь любого художественного модуса – живописи, музыки, литературы – знакомство с чужим опытом. И чем больше этот опыт, тем шире палитра наших чувств и эмоций. В художественном произведении мы привыкаем сопереживать и понимать чувства других людей. Это делает нашу жизнь богаче».
Эмоции и эмпатия
Ни для кого не секрет, что литература развивает эмоции и эмпатию. Погружаясь в хитросплетения сюжета, читатель автоматически ставит себя на место главного героя, проецирует на себя его мысли и проблемы, ощущает то, что чувствует он, радуется и печалится - в общем, сопереживает. Художественная литература дает человеку возможность погрузиться в эмоции, которые он, возможно, никогда не сможет ощутить в реальной жизни. Доказано, что любая прочитанная история, какой бы фантастичной она ни была, создает у нас в голове новые нейронные связи, как если бы этот опыт происходил лично с нами. Развитая эмпатия же имеет вполне прикладную ценность: она помогает строить здоровые романтические и дружеские отношения и эффективно вести бизнес.
Кругозор и лексический запас
Литература – настоящая машина времени. Книги знакомят нас с традициями и культурами, с которыми мы никогда не столкнемся в реальной жизни, погружает в быт разных социальных слоев, разных эпох. Даже если не лезть за каждым незнакомым словом в словарь, вокабуляр в любом случае будет пополняться новыми терминами. Говоря проще, «художка» расширяет кругозор и лексический запас.
Образность мышления
Раньше писать приходилось только профессионалам — писателям, журналистам, сценаристам. Теперь же, с всемирным распространением Интернета и соцсетей, составлять грамотные тексты так или иначе приходится всем. Зачастую от этого даже зависит карьера и успешность человека. Однако навык писательства сводится не только к верно расставленным знакам препинания и отсутствию орфографических ошибок. Канцеляризмы, постоянные повторы, тавтология, штампы и клише так же явно выдают скудный словарный запас на бумаге, как слова-паразиты в разговоре. Поэтому, чтобы развить чувство языка и сделать речь богаче, необходимо читать художественные произведения.
Культурный рост
Хорошее художественное произведение — такое же произведение искусства, как картина или скульптура. Оно содержит в себе культурный код, считать который может только эрудированный человек. Из книг мы узнаем о жизни в других странах и временах, пополняем свой культурный багаж, выстраиваем логические связи между историческими событиями, личностями и их судьбами. Чем больше культурных кодов в запасе у человека, тем глубже он будет понимать окружающий его мир.
Терапия
У чтения есть и куда более утилитарная функция: «художку» в отдельных случаях можно приравнять к курсу психотерапии.
«Чтение способствует активизации префронтальной коры головного мозга, – говорит заведующая кафедрой психологии профессор Регина Ершова.
– Цифровые технологии сейчас берут на себя много функций, с которыми раньше мог справиться только человек, которые регулировались нашим мозгом. Теперь жизнь людей существенно облегчилась, в связи с чем очень важно стимулировать работу лобных отделов коры головного мозга, ведь они отвечает за регуляцию нашей деятельности, за логическое мышление, принятие решений и т. д. Чтение книг, особенно вслух, помогает это делать и выступает средством тренировки для предотвращения слабоумия, деменции, других возрастных изменений мозга. Иногда книги даже используют в психотерапии. Литература успокаивает, выступает методом борьбы с проблемами: дает пример того, как другие люди преодолевают сложные жизненные ситуации. Иногда психологи даже пишут специальные сказки для детей, чтобы помочь им справиться с трудностями».
Что и какой литературой можно «лечить»?
«Книга как лекарство» – популярный справочник, который предлагает бороться с разными недугами от бессонницы до потери аппетита с помощью… художественных книг! Конечно, реальную помощь в борьбе с простудой или меланхолией он не принесет, зато сможет посоветовать литературные произведения, герои которых уже сталкивались с подобными проблемами. Считается, что, пережив трудности вместе с персонажами книг, люди легче справляются с ними в реальной жизни.
Развитие творческих способностей
Литература развивает воображение (отчасти поэтому ее так необходимо читать маленьким детям). Желание создавать что-то новое, заниматься творчеством не может существовать без подпитки. «Художка» же — лучшее «топливо» для фантазии. Во-первых, литература позволяет взглянуть на мир с новой точки зрения. Во-вторых, читатель всегда старается предугадать сюжетные ходы, «обыграть» писателя и догадаться, что ждет героев в новой главе. Наконец, в-третьих, литература не перегружена визуальными образами (в отличие от кинематографа), а потому задача вообразить внешность героев, костюмы и локации теперь перекладывается с плеч художника или режиссера на плечи самого читателя.
Фото: pixabay.com,
архив Георгия Прохорова и Регины Ершовой