По данным GlobeScan, 74% респондентов в России с разной степенью уверенности согласны с утверждением: "В этой стране таким людям, как я, трудно начать собственный бизнес". Не согласны с этим всего 16% опрошенных.
Российские эксперты объяснили, что причины этого лежат в слабом развитии условий для предпринимательства, отсутствием "социальных лифтов" и коррупционным давлением на бизнес.
Согласно исследованию GlobeScan, 61% россиян не ощущают уважения к инновациям и предпринимательству. Лишь 26% россиян считают, что в их стране ценят инновации и креативность. Это почти самый низкий показатель в мире.
Почти каждый четвертый (24%) россиянин в декабре 2009 года сообщил, что в принципе хотел бы иметь собственный бизнес, констатирует Фонд "Общественное мнение" (ФОМ). Тем не менее, тех, кто непосредственно планирует в ближайшее время открыть бизнес, значительно меньше, чем тех, кто о нем просто мечтает (всего лишь 8-10%), сообщила РИА Новости директор проектов ФОМ, доктор социологических наук Лариса Паутова."Больше всего желающих открыть бизнес среди молодежи от 18 до 25 лет - 54%, среди людей с высшим образованием - 31%. Молодежь до 25 лет чаще других говорит о том, что планирует открыть свое дело не позже, чем через 3 года (16% против 3% в целом среди россиян)", - рассказала исследователь.
По данным ФОМ, отношение россиян к предпринимателям улучшается (62% относятся к ним хорошо), но вот оценки условий для открытия бизнеса жесткие: только 22% россиян полагает, что условия для бизнеса в России благоприятные. Среди москвичей скептиков больше, чем среди россиян в целом (61% против 47%).
"В целом прироста желающих заниматься бизнесом, в том числе среди молодежи, в последние годы мы не наблюдаем, но и снижения нет. Это четко определенная группа людей, которые ценят свободу, а не социальные гарантии, не боятся рисковать, обладают определенными компетенциями, умеют "из одной копейки сделать две" и знают, как заработать. Таких людей не может быть много - максимум 5-10%", - отметила Лариса Паутова.
Еще 10% из ответивших положительно, по данным социологов, находятся под влиянием знакомых или СМИ, но в ближайшее время открывать бизнес не собираются.
"Могут прийти и отобрать бизнес"
Склонность к предпринимательству у россиян ниже, чем в западных странах, в силу того, что эта сфера многие годы была им недоступна, генетику свободы и самореализации подавляли, считает Лариса Паутова. Она отметила влияние на отношение людей негативных образов предпринимательства, тиражируемых СМИ.
Эксперты говорят о том, что отношение у россиян к бизнесу двойственное: с одной стороны они понимают, что "бизнес - это источник благополучия", но, с другой стороны, "это что-то опасное".
По мнению ученых, нежелание россиян открывать свое дело можно связать с революционной сменой приоритетов у молодежи. Сегодня молодые люди предпочитают ориентироваться на государственную службу, потому что полагают, что значительного преуспеяния можно достигнуть только здесь.Лариса Паутова согласна с тем, что молодежь воспринимает госслужбу как более надежный источник благополучия и достатка.
"Здесь все прописано, есть гарантии, отсутствует риск или за него полагаются компенсации. Еще пять лет назад мы отметили тренд, что для большей части населения предпочтительным работодателем стали госструктуры, "Газпром", а не бизнес", - отметила социолог.
Существует еще проблема так называемых "социальных лифтов" - возможностей смены социального слоя. Сегодня эти лифты в российском обществе, по мнению экспертов, не работают, закрыты для молодежи.
"Кроме государственной службы, сегодня в нашей стране нет практически ни одной сферы, где можно было бы добиться успеха благодаря своим способностям, где есть примеры удачного построения карьеры, выхода в элитную группу", - подчеркивает рассказал кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Иван Климов.
По информации www.rian.ru