12+
Коломенцы, когда их спрашивают про гастрономическую гордость Коломны, первым делом, конечно, называют яблочную пастилу и ароматные калачи. Это вполне справедливо, ведь воспроизведенные по старинным рецептам сладости и выпечка давно стали брендом нашего туристического городка. Но не только ими славится коломенская гастрономия - не менее знаменита коломенская медовуха. Золотистый напиток с тонким медовым послевкусием готовился с середины XIX века и славился далеко за пределами Коломенского уезда. Старинные традиции пчеловодства и медоварения хранит уникальный музей с говорящим названием «Тайны коломенской медовуши». Если вы еще там не были, предлагаем вместе с нами спуститься в погреба и отведать староколоменских медов.
Музей меда в Коломне - удивительное место: заходишь внутрь и, влекомый цветочно-пряными ароматами, погружаешься в другой мир. Легкий запах меда и трав, старинный интерьер создают неповторимый колорит.
«Здесь хранятся медовые припасы, сытятся и зреют медовые напитки, место это заветное», - спешит рассказать встречающая под прохладными сводами музея девушка в русском сарафане, ключница Валентина.
Приветливая хранительница ключей от медовых погребов подводит нас к крутым ступеням, ведущим в глубокий погреб. Ступенька за ступенькой, будто век за веком, мы спускаемся в самое сердце музея. Здесь под старинными кирпичными сводами раньше хранили медовые припасы и оставляли на вызревание хмельные напитки. Называли это волшебное место ласково - медовуша. Есть в звучании этого слова какая-то особая теплота и душевность, оттого и погреб на погреб не похож.
В XIX веке эти погреба принадлежали коломенскому купцу Семену Макееву, потомственному почетному гражданину города, строителю храмов и больниц. Два года назад организаторы музея - НП «Коломянка» - отреставрировали погреба, воссоздали обстановку той эпохи и открыли для посетителей. Так родился музей «Тайны коломенской медовуши».
__________________________________________________________________________________________
Медовушей на Руси называли погреб, где хранили медовые припасы и оставляли на вызревание медовые хмельные напитки. Такой погреб был почти в каждом боярском и купеческом доме.
__________________________________________________________________________________________
«Музею больше пяти лет, - рассказывает экскурсовод Валентина Абрамова. - Последние два года, как только были отреставрированы помещения флигеля усадьбы, где располагаются погреба, мы работаем здесь. С каждым годом число посетителей только растет. Особенно много туристов в летний сезон и на новогодние праздники. Наш музей интерактивный - мы не только рассказываем и показываем, как варили и хранили староколоменские меды, но и вместе с посетителями готовим медовые напитки и дегустируем их».
Почему «по усам текло, а в рот не попало»? Отчего месяц медовый? Чем отличается бочка «беременная» от «полубеременной»? Почему пчел называли божьими пташками? Какой мед подарили на венчание Дмитрию Донскому? Ответы на эти и другие каверзные вопросы вы узнаете, став участником музейной интерактивной программы. Смеем заверить, что покидать медовые погреба раньше времени вам точно не захочется, а повествование экскурсовода не вызовет сонную зевоту. Здесь и впрямь можно не только слушать и спрашивать, но и нюхать, пробовать, трогать и даже самим готовить.
В «Медовуше» гостей угощают не столько медом, сколько медовыми напитками: сбитнем, медом-пивом, медовым квасом. Отдельного внимания заслуживает, конечно, медовуха. Прозрачный, умеренно сладкий и ароматный медовый напиток получают путем естественного брожения меда с добавлением экстрактов лечебных трав, ягод и пряностей. Вместо спирта используют хмель. Крепость натуральных медовых вин - 5 - 10 градусов. Медовуха хранит все полезные свойства меда - укрепляет иммунитет, чистит кровь, снимает стресс.
Стоит отметить, что меды коломенские уже давно стали одним из брендов города, а занятие пчеловодством испокон веков процветало в Коломенском уезде. Не только крестьяне в деревнях и селах, но и городские жители держали у себя в усадьбах пасеки.
Меда производили так много, что к концу XIX века Коломенский уезд стал пчеловодческим «оазисом» Подмосковья. Впрочем, исконно русские традиции медоварения продолжают в Коломне и сегодня. Медовуху, сбитень, бальзамы изготавливает Коломенский пчеловодный комбинат, чью продукцию можно увидеть на прилавке магазина «Золотой улей». Например, в современной коломенской медовухе по-прежнему не найти консервантов и красителей. В ее приготовлении используется только натуральное сырье, а линейка вкусов представлена во всем многообразии. На коломенском предприятии готовят медовуху с клюквой, брусникой, малиной, черникой, грейпфрутом и даже мятой.
Все это можно попробовать на дегустации в музее «Тайны коломенской медовуши», расположенном по адресу г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 182 «а».
Дегустацией коломенской медовухи интерактивная программа в «Медовуше» не ограничивается. Ключница предлагает покинуть погреб и подняться в трапезную.
Незаслуженно забытый сбитень когда-то был самым любимым и ценимым напитком в России. Его делали в богатых домах и в бедных, подавали в трактирах и продавали на улицах.
В просторной трапезной на дубовом столе в ожидании гостей уже дымится чай, варится ароматный сбитень, а радушная хозяйка, интерактивная ключница Пелагея, приглашает стать участниками чаепития в духе древних традиций и подсластиться медом и коврижкой.
Кстати, а знаете ли вы, что мед любит, чтобы с ним разговаривали? Да-да, на Руси была особая традиция - беседовать с медом, заговаривать его. Мед набирали на палочку и шептали, к примеру, такие слова : «Как мед тает, как рука к руке прилипает, так пусть удача ко мне прилипнет». Люди верили, что таким образом мед заряжается и исполняет желания. Ели мед с коврижкой - прародительницей русского пряника. В начале своего появления коврижка называлась медовым хлебом, а для ее приготовления использовали основу из ржаной муки, замешанную на ягодном соке и большом количестве меда. Пряности появились в тесте лишь спустя несколько столетий, когда были налажены их поставки из заморских стран. Медовая коврижка была постоянной гостьей на праздничном столе. Не обходилось без нее и свадебное застолье. Чтобы выпечки хватило на многочисленных гостей, медовую коврижку выпекали размером со стол: весом до 16 кг, а ее размер в длину мог составлять 1-1,5 м. Сохраняя многовековые традиции, кондитерская «Золотой улей» выпекает вкусные медовые коврижки, приготовленные по старинным рецептам настоящими мастерами кулинарного искусства. Главные компоненты лакомств – натуральные продукты: ржаная мука, пчелиный мед, ягодное варенье, пряности. Отведать лакомство может каждый участник интерактива - всех без исключения в музее угощают этой вкусной сладостью. Советуем и вам попробовать! К тому же сейчас ассортимент коврижек гораздо шире и богаче, чем был ранее. Коломенские мастера не устают совершенствоваться и выпекают коврижки малиновые, ягодные, клубничные и даже лимонные.
Ну и конечно, гвоздем экскурсионной программы является приготовление русского сбитня. В древности его еще называли взваром, потому что варили и настаивали для его приготовления различные душистые травы, которые собирали на лесных полянах и луговинах. Приложить руку к созданию чудесного напитка разрешается всем желающим. Под чутким руководством ключницы посетители музея смешивают травы, толкут в ступке пряности и, смешивая их с медом, варят горячий сбитень. Процесс, надо сказать, очень увлекательный и познавательный, он не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей.
Кстати, когда именно сбитень появился на Руси, никто точно не знает. Достоверно известно, что он упоминается во многих ранних произведениях древнерусской письменности, например, в летописях XII века описание сбитня уже есть. В Домострое XVI века среди многих наставлений и рецептов тоже есть рецепт сбитня. Сбитень готовился из меда, трав и различных пряностей - имбиря, корицы, лаврового листа. Аромат душистых трав, смешанный с медом и пряностями, особенно остро ощущается, если сбитень горячий, поэтому традиционно его потребляли в горячем виде. Иностранцы, посетившие Россию в начале XVIII века, с восторгом описывали этот напиток и даже сравнивали его с глинтвейном. Ввиду дороговизны пряностей долгое время сбитень считался напитком, который был по карману далеко не всем.
Есть версия, что слово «сбитень» произошло от глагола «сбивать». Готовится напиток в двух разных сосудах: в одном настаивается мед, в другом – травы (зверобой, душица, мята). Перед употреблением содержимое обеих емкостей смешивалось, сбивалось.
Профессия сбитенщика была на Руси популярной, особенно в местах массового скопления народа, на ярмарках, народных гуляньях и т. д. По улицам ходили сбитенщики с огромными сосудами, похожими на самовары, на спине, закутанными в теплую ткань. Сосуды для сбитня изготавливали из меди, назывались они сакла или баклага. Эти емкости впоследствии послужили прообразом для создания самовара для чая. Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила, чтобы таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок, вокруг туловища - лубяной пояс для стаканов.
Музей «Тайны коломенской медовуши» интересен тем, что здесь можно услышать не только увлекательный рассказ о традициях русского чаепития, но и с головой окунуться в прошлое: подержать сбитенник или братину, постучать чугунной ступкой, самому приготовить старый русский напиток, попить чай так, как делали это наши предки, а под занавес чаепития еще и сыграть на ложках. Экскурсионный час пролетает настолько незаметно, что по завершении программы чувствуешь легкую досаду - почему так быстро? Но главное - непременно хочется прийти сюда снова, с детьми, друзьями, дедушками и бабушками, чтобы и они узнали чуть больше о культуре и традициях коломенского медоварения и прониклись необыкновенной атмосферой русской старины.
Музей «Тайны коломенской медовуши» находится по адресу: г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 182 «а».
Тел. 8 (967) 067-44-61.
Сайт: medovusha.ru.
Часы работы музея: ежедневно с 10 до 19.00.