Вопрос
Алексей Сергеевич Филин
«Уважаемый Алексей Борисович! К большому сожалению, в последние годы, совпавшие с вашим управлением институтом, КГПИ (а затем МГОСГИ) ославился привлечением студентов на политические акции. Сейчас год предвыборной кампании, и, что-то мне подсказывает, мы снова услышим, как вы поставляете «живой товар» (крещеную собственность) на акциях «Местных», «Молодой гвардии», «Единой России». Моя дочь учится в 10 классе. В следующем году - поступать. Откровенно говоря, я не хочу для нее роль массовки в чьих-то грязных играх. Вопрос 1: гарантируете ли вы, что студенты МГОСГИ не будут принудительно (или добровольно-принудительно) свозиться на политакции? Вопрос 2: избавился ли МГОСГИ от такого атавизма, как колхозные работы? Если нет, то как они соответствуют учебному плану?».
С П
«Мало того, что студенты привлекались на мероприятия «ЕР», «Местных» и пр., ведь многие учились и учатся на внебюджетных факультетах, т. е. за деньги, а ведь никто эти занятия не провел. Да и часто занятия в институте могут отменяться (преподаватель заболел, вызвали, уехал на какое-то мероприятие и т. д., а денежки за семестр уплачены, причем немалые».
Иван
«Могу подтвердить, что в принудительном порядке задействовали студентов на мероприятия, проводимые под флагом «ЕР», «Местные», «Россия молодая» =)
NN
«...Студентов гоняют на митинги - как на прополку в «совке». Могу вам алаверды ответить - найдите студента, который бы не знал об этой практике. Все просто, организатор-«нашист» получает деньги на автобус, еду, раздает бесплатные бейсболки, майки и т. д., нужные преподаватели доводят до сведения студентов, что зачет без прогиба не сдать, а кто поехал - «3» или «4» обязательно».
Ответ
«Уважаемый Алексей Федорович! В МГОСГИ, являющемся самым крупным вузом на пространстве от Москвы до Рязани и от Владимира до Тулы, преподаватели и студенты (всего более 7000 чел.), разумеется, имеют самые разные политические взгляды. Это, в каком-то смысле, миниатюрная копия нашей страны. Проектов «введения единомыслия» в МГОСГИ нет и не будет. Есть значительная группа преподавателей и сотрудников - членов «Единой России», заметное число сторонников КПРФ. Среди студенческой молодежи есть созданные добровольно (я это подчеркиваю) ячейки «Молодой гвардии» и движения «Местные» (по нескольку десятков в каждой). Движение «Наши», вопреки утверждению NN, в МГОСГИ не представлено и сторонников не имеет. Соответственно, ни в каких акциях «Наших» студенты не участвовали. Социально-ориентированные объединения, несущие позитивные тенденции для создания гражданского общества, мы поддерживаем, но их работу не подменяем. Никто насильно принуждать студентов к выражению взглядов, противоречащих их собственным, не собирается (это касается и студентов, обучающихся на внебюджетной основе, о которых беспокоится СП). Массовые выезды (по нескольку сотен) на культурно-массовые мероприятия (концерты) имели место в 2007-2008 гг. По реальному опыту работы могу сказать, что основная масса студентов с интересом воспринимала сам факт выезда. Для очень многих возможность побывать вместе со своей группой и курсом на концерте «звезд» на Красной площади и услышать выступление Президента РФ оказалась очень ценной и важной. Те, кто не хотел участвовать в этих акциях, на них не выезжал. Утверждения о «крещеной собственности» оставляю на совести автора. В акциях последнего времени принимали участие исключительно члены и реальные сторонники движений «Молодая гвардия» и «Местные». Это их собственный выбор. Если Вам известны противоположные факты, прошу сообщить о них.
На вопрос СП о том, как компенсируются потерянные при этом учебные часы, могу сообщить следующее. В учебном плане каждой специальности прописано количество часов, отводимых на дисциплину. Деканаты МГОСГИ довольно строго следят за общим балансом вычитанных часов в рамках семестра. В случае недовыполнения дополнительные часы в обязательном порядке выделяются. Этот порядок касается и случаев отмены занятий по уважительным причинам (болезнь преподавателя и др. обстоятельства). Студент всегда может прийти в деканат и поинтересоваться количеством часов на дисциплину по нормативу и реально прочитанных.
Что касается колхозных работ (вопрос А.Ф.Филина). Более четверти века мы помогали в уборке урожая совхозу «Сергиевский». Студенты-первокурсники (исключительно с бюджетных отделений) при этом получали заработную плату, хотя и не очень большую. «Сергиевский» в ответ поставлял по себестоимости овощи для студенческой столовой (что удешевляло питание) и бесплатные наборы овощей для ветеранов института. Эта практика была абсолютно законна («Типовое положение о вузе» предусматривает возможность сокращения учебных занятий по решению Ученого совета до одного месяца). В 2010 году из-за погодных условий и затруднений в сельском хозяйстве МГОСГИ впервые отказался от организации сельскохозяйственного отряда. В 2011 году мы этого также не планируем».
Ольга
«Доброе время суток! Почему вы заводите новые специальности, например туризм, и не заботитесь о квалификации сотрудников и правильности составления программы обучения! Я являюсь студентом исторического факультета специальности «социально-культурный сервис и туризм», в зачетке одни «пятерки», в то же время знания минимальные, т. к. спроса, собственно, нет, и набор предметов настолько стандартен, что сразу и не определишь, что это туризм. По специфике направленности предметов практически нет, зато техника и технология (для тех, кто не знаком с данных предметом, - это о том как устроен пылесос, холодильник и т. д.) заняла два семестра, по две паре в день! Спрашивается, зачем этим забивают головы студентам? Неужели нет более интересных предметов для туристов? Почему бы для нашей специальности не преподавать географию? По-моему, на нашей специальности ее нужно знать прежде всего? Такое чувство, что вы создали на истфаке гму и сксит для того, чтобы подзаработать? Многие студенты могли бы поступить на бесплатные факультеты, но выбрали туризм в надежде получить интересную профессию. В итоге - выброшенные деньги! Займитесь уже данным направлением! Для всех выпускников школ большое пожелание: как бы красиво ни звучало название этой специальности, не поступайте на туризм. Знаний вы не получите, устроиться на работу по профессии шансов 0!
Ответ
«Уважаемая Ольга! Ваши вопросы вызывают некоторое недоумение, тем более, что вы позиционируете себя как студентку исторического факультета (сейчас он правильно называется факультетом истории, управления и сервиса). Узкопрофильных предметов по специальности, предусмотренных в учебном плане, масса: специальные курсы в разрезе именно сервиса и туризма по маркетингу, рекламе, связям с общественностью, психологии управления и менеджменту, а также «История архитектуры», «Организация питания», «Экскурсоведение», «Анимационная деятельность», «Регионоведение», «Туристские ресурсы» и др. Техника и технология студентам этой специальности просто необходима: надо владеть навыками обслуживания широкой линейки средств: от пылесоса и холодильника до оргтехники и телевизора. Вопрос «Почему бы на этой специальности не преподавать географию? Для нашей специальности ее надо знать прежде всего» меня поверг в шок. Я беру учебный план и читаю, что помимо уже названного «Регионоведения» в разделе «Курсы по выбору студента и факультативы» реально читаются такие дисциплины как «География» (она самая!), «История и культура Подмосковья», «История городов», «Туристические маршруты Средиземноморья», «Экскурсионные маршруты Подмосковья», «Страноведение». Неужели Вы этого не заметили? Очень странно. Я даже подумал, что никакого отношения к горячо любимому мною факультету Вы не имеете.
Вопрос о трудоустройство очень значимый. Во всем мире, и не только в России, хорошо трудоустроиться сложно. Такое случается очень редко, чтобы Вы закончили вуз и сразу же нашли интересное высокооплачиваемое место. Конкретно же по специальности «социально-культурный сервис и туризм» есть весьма неплохие результаты. Несколько десятков студентов-выпускников успешно работают по специальности: кто-то открыл свой бизнес, кто-то работает менеджером в индустрии, кто-то трудится администратором, в том числе в крупных гостиничных сетях, кто-то работает экскурсоводом».
Анастасия
«Уважаемый Алексей Борисович! К сожалению, наш вуз выпускает недостаточно хороших специалистов (тех, что умеют и стремятся научиться РАБОТАТЬ и приносить пользу). Одним из факторов, которым такая огорчительная ситуация обусловлена, на мой взгляд, является «пример» наставников (преподавателей). Многие читают (именно читают) предмет «на автомате» по материалам, даже боюсь представить какой давности! Интернет и периодические издания не внушают доверия некоторым лекторам, в отличие от желтых страниц пыльных учебников. Некоторые систематически не посещают собственные пары и не считают нужным оповестить об этом студентов. Практические и научные работы часто выполняются «для галочки» и «чтобы было». Примеров множество. На них и учатся. Давайте думать о Миссии деятельности, а не о ее материальном вознаграждении».
Ответ
«Вы затронули очень важные вопросы, которые касаются работы всей системы профессионального (в том числе высшего) образования России. Хочу напомнить, что в каждом вузе нашей страны мы можем обнаружить среди выпускников разные категории. Здесь и великолепные, хорошо мотивированные профессионалы, и основная масса крепких «середнячков», и, к сожалению, как Вы выразились, «недостаточно хорошие специалисты». Уверяю, такой расклад вы встретите и в МГУ, и в МГОСГИ, и в других вузах страны в целом и Коломны в частности. Из практики своей работы могу припомнить, как в наш вуз перевелись для обучения несколько студенток МГУ, неудовлетворенных качеством преподавания в этом ведущем вузе страны (страшно даже подумать об этом!). С утверждением, что наш вуз готовит в основном последнюю категорию, согласиться решительно не могу. Есть объективные данные, которые свидетельствуют в пользу моего мнения. Это и высокий процент выпускников с красным дипломом, и большое число поступающих в аспирантуру (причем важно, что из других вузов и академических институтов), и объективные выводы председателей государственных аттестационных комиссий, и отзывы работодателей о наших студентах, проходящих производственную практику. Наконец, есть государственная аттестация вуза в целом на максимальный 5-летний срок. Есть и неформальные оценки. Для меня настоящим открытием была череда юбилеев факультетов МГОСГИ, прошедших несколько лет назад. Это был совсем не официоз. Переполненный выпускниками разных лет актовый зал, слезы на глазах, гордость за свой вуз, сотни состоявшихся в разных сферах деятельности людей, благодарности за полученное образование и путевку в жизнь из своей «альма-матер» - вот реальное свидетельство того, кого мы готовим. Ну а недовольные (или неудачливые) будут всегда. Это нормально.
Что касается качества работы преподавателей. Действительно, как и во многих других вузах, у нас есть отдельные преподаватели, которые читают свой предмет по желтеньким страницам конспектов лекций и рекомендуют устаревшие учебники. К большому сожалению, им трудно перестроиться. Однако в массе своей преподавательский состав МГОСГИ за семилетний период моей работы заметно помолодел - средний возраст преподавателя 48 лет. Появилось немало мобильных, отзывчивых на все новое, высокопрофессиональных и амбициозных в хорошем смысле кадров. И это выгодно отличает нас от других вузов. Посетите лекции в нескольких московских вузах и увидите разницу. Мы активно работаем над внедрением мильтимедийных технологий, в институте запущена электронно-библиотечная система с доступом к 60 (в перспективе 150) тыс. учебных и научных самых современных изданий. Так что выводы делайте сами».
С П
«Уважаемый Алексей Борисович! А в МГОСГИ прослеживают, куда идут работать молодые специалисты после окончания вуза, и помогаете ли им в этом? Куда идут, например, психологи? Есть ли данные по прошлому году, куда кто устроился? Зато знаю точно, что в прошлом году со студентов-выпускников требовали принести справку с организаций, куда их берут на работу. Для чего это было нужно? Только не нужно ответа, что этого не было».
Оттенок
«Подскажите, пожалуйста, ведется ли статистика по выпускникам? Сколько устраиваются по полученной специальности, сколько нет? Налажена ли работа с местными фирмами, предприятиями по трудоустройству выпускников? Что конкретно делается в этом направлении? Есть ли результаты и какие?».
Ответ
«Уважаемый(ая) СП, уважаемая(ый) Оттенок! Разумеется, мы тщательно следим за судьбой наших выпускников. У нас существует полная база данных о выпускниках 2008-2010 гг. Все это помогает деканатам оказать помощь пятикурсникам. Мы ведем мониторинг рынка вакансий по Московской области, проводим внутривузовские ярмарки вакансий с приглашением работодателей. Ведется и подробнейшая статистика. По итогам 2010 года более 90% выпускников трудоустроились, по специальности работают в среднем 60% (по России в целом этот показатель ниже 40%). Что касается психологов, то в 2010 году 13 из 19 выпускников трудоустроились по специальности в образовательные учреждения. Одна студентка ушла в отпуск по беременности и родам, еще 5 человек заявили о свободном распределении (среди них есть, скорее всего, и те, кто не захотел раскрывать свою личную информацию, но это их право на охрану персональных данных).
Большое значение для решения вопроса о трудоустройстве имеют различные виды практик, которые прописаны в учебных планах подготовки специалистов. Многие студенты, проявив себя на деле, приглашаются работодателем на постоянную работу.
Относительно якобы «скандального» и страшно-бюрократического истребования справок о трудоустройстве от выпускников. Это ежегодная практика касается выпускников только педагогических специальностей. На самом деле, кончено, имело место не «выколачивание» справок, а рекомендация выпускникам спрогнозировать собственное трудоустройство. Справки-вызовы нужны для того, чтобы вуз мог оформить направления на работу. Тогда выпускник получает статус молодого специалиста с соответствующими льготами и подъемными деньгами от областного правительства. Деньги эти в бюджете надо запланировать для выплат заранее. Если выпускник не желает этим заниматься - это его дело. У нас каждый год в апреле работает комиссия по трудоустройству под председательством ректора. И на этой комиссии выпускник с полным правом может заявить: «Я хотел бы свободного трудоустройства». И никто его за это даже не пожурит.
Резюмирую. Результаты работы по трудоустройству есть, и, на наш взгляд, неплохие».
Ольга
«Подскажите, что у вас в институте творится с бакалаврами, что-то переименовывается? Студенты вообще в курсе?».
Ответ
«Уважаемая Ольга! Спешу Вас успокоить, ничего страшного не происходит. Все вузы нашей страны по закону 2007 г. с 1 сентября 2011 г. начнут работать по системе бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года). Соответственно, МГОСГИ, как и все вузы страны, будет вести набор на 1 курс на бакалавриат. Детальная информация о наборе 2011 г. размещена на сайте института.
Студентов, которые в настоящий момент обучаются в МГОСГИ, реформа не касается. Они спокойно и без потрясений будут учиться по программам специалитета. Знаю, что они в курсе, поэтому и не беспокоятся. Спасибо Вам за бдительность».
Тамара
«Из чего складывается стоимость обучения, кто ее утверждает? По каким причинам она может подниматься? Сколько будет бюджетных мест в этом году? Это больше или меньше по сравнению с прошлым годом? Почему?».
Ответ
«Конечно же ошибочно думать, что стоимость платного обучения определяется за чашечкой кофе методом тщательного вглядывания в кофейную гущу. Это довольно сложный процесс.
Ежегодно экономисты вуза составляют калькуляцию затрат на обучение студентов с учетом специальности, курса, формы обучения. Калькуляция затрат на обучение производится пропорционально всем видам расходов, относящимся к прямым (то есть, непосредственно относящимся к учебному процессу: заработная плата преподавателей не ниже, чем на бюджете; приобретение книг, учебные экскурсии и расходные материалы - например, реактивы для товароведов) и косвенным, сопровождающим учебный процесс (главное тут - коммунальные платежи и налоги). В росте цен в целом, конечно же, «виноваты» цены на энергоносители и коммунальные платежи. Думаю, что каждый из нас на своем кармане чувствует это в магазине или при получении квитанции об оплате коммунальных услуг. Затраты считаются как по установленным нормативам, так и на основании аналитических данных предыдущих периодов. Учитывается и уровень цен на аналогичные услуги в регионе. Ежегодно нашим Учредителем (Министерством образования Московской области) издается приказ для подведомственных учреждений, регулирующий ценовую политику стоимости образовательной услуги (по специальностям и видам обучения).
Стоимость обучения зависит не только от сложившихся ранее нормативов, но и от изменяющийся законодательной базы в стране (например, повышение страховых взносов с заработной платы с 26,2% до 34% в 2011 г.). На себестоимость влияют изменения в системе оплаты труда бюджетной системы и начислений на нее, ценовая политика в области коммунальных услуг, изменение стоимости материально-технической базы (с нее уплачивается налог на имущество) и ее обслуживания.
Относительно второй части вопроса.
С радостью сообщаю Вам, что в 2011 г. в МГОСГИ количество бюджетных мест будет точно такое же, как и годом ранее: 425 по очной форме и 250 по заочной. В целом же по стране количество бюджетных мест, особенно по популярным специальностям, заметно сокращается. В настоящий момент 62% всех студентов России обучаются за свои «кровные» деньги. У нас в МГОСГИ ситуация прямо противоположная: 60% студентов обучаются на бюджете и 40% на внебюджете. Почему так? Это непосредственно связано с авторитетом и статусом вуза. Нам удается доказывать Правительству Московской области необходимость именно таких контрольных цифр».
Друг
«Зачем китайский в институте? Не ждет ли его судьба худ-графа?».
Ответ
«Уважаемый Друг! Больше года назад на отделении лингвистики факультета иностранных языков МГОСГИ 44 студента начали изучать китайский язык на факультативных занятиях. Есть планы введения его как второго языка (первым останется английский). Зачем же лингвистам-переводчикам нужен этот «редкий» язык? Причин здесь несколько.
В последние годы резко выросла популярность китайского языка. Сегодня он пользуется повышенным спросом. По прогнозам, через 50 лет китайский язык, скорее всего, станет международным. Институт хочет идти в ногу со временем. Интерес к китайскому языку связан с успехами Китайской народной республики. Несколько красноречивых фактов. Каждый пятый житель на земле - китаец (всего их около 1,4 млрд.). Китай давно уже стал «мировой фабрикой». Львиная доля импорта США - из Китая, где, в отличие от общераспространенного мнения, делают очень качественные товары (к сожалению, в Россию завозят некачественное). К 2025 г., по прогнозам, Китай по объему экономики превзойдет США. В кризис экономика Китая росла «всего лишь» на 9,2-14% в год. Специальность «китаевед, переводчик с китайского языка» входит в десятку самых востребованных профессий. В Интернете огромное количество вакансий для специалистов со знанием китайского языка. Хорошим специалистам платят очень достойную зарплату. Профессиональное владение китайским языком открывает широкие перспективы для получения интересной и высокооплачиваемой работы, а также для продвижения по карьерной лестнице.
Справедливости ради надо сказать, что китайский (как и русский) - один из сложнейших языков мира. Зато специалисту со знанием родного русского, английского и китайского как иностранных языков цены не будет. Надо проявить и целеустремленность, и терпение, и усидчивость, и настойчивость, и способность к концентрации, и творческие задатки. Именно таковы студенты нашего факультета иностранных языков.
Интуиция подсказывает мне, что китайский проект будет только набирать популярность».