Истории о «Волге»
«ГАЗ-21» (в простонародье - 21-я «Волга») был запущен в серийное производство в 1957 году. В то время машина бодро «скакала» по советским дорогам. Продолжает так же бодро ездить и сейчас, радуя окружающих и… тех, кому выпало счастье стать ее владельцем.
История 1. Первая и... на всю жизнь
Валерий Андреевич Глушков, пенсионер («ГАЗ-21» 1966 г. в.):
- - Я купил эту машину 45 лет назад, в 1966 году, на свою зарплату инженера КБМ. Мне тогда было 25 лет. Долго копил на нее, года три-четыре. Конечно, и родственники с деньгами помогли, ведь стоила «Волга» тогда 5602 рубля, а зарплата моя была где-то 140 - 150 рублей. Тогда автосалонов не было, машины продавались в магазинах «Спортторг». И чтобы я мог купить машину, руководство завода КБМ писало ходатайство в этот магазин о «приобретении таким-то автомобиля «ГАЗ-21». С этим ходатайством меня поставили на гарантированную очередь, и через один-два года известили о том, что я могу приехать в магазин за своим автомобилем.
Радость для всей семьи была необыкновенная! А машина эта с тех пор в одних руках, у одного хозяина - у меня. «Волга» за 45 лет эксплуатации показала себя очень надежной машиной. Ремонтирую и обслуживаю ее тоже только сам, своими руками.
Кстати, машина эта с очень богатой и интересной историей. Я много про нее знаю. Например, что 21-я «Волга» - единственный из всех советских, а потом и российских автомобилей, который на автомобильной выставке в Брюсселе 1958 года получила Гран-при за дизайн.
Как я сейчас ее чиню? Это непросто, как вы понимаете, оригинальные запчасти на эту «Волгу» уже никто не делает. Ну, например, резина на колеса мне подходит с микроавтобусов Рижского автозавода. Двигатель на «Волге» до сих пор родной, «уазовский». Остальное все покупаю за большие, по крайней мере, для меня, деньги. Еду в Южный порт в Москву - только там и подыскиваю запчасти.
Кстати, я обратил внимание, что дети с огромным интересом относятся именно к ней, а не к остальным, даже самым дорогим иномаркам. Всегда говорят: «Ой, какая она красивая!».
Конечно, поступали предложения и продать мою «Волгу», предлагали назвать любую цену. Ну я и назвал однажды, специально, чтоб отстали, 50 тысяч долларов. Так они сказали - без проблем! На выбор предложили купить мне новый «Мерседес», но я не согласился. Во-первых, я всю жизнь с ней, такую за любые деньги отдавать жалко, а во-вторых ...она ж у меня еще и «рабочая лошадка»! Прицепил к ней прицеп с навозом и отвез на дачу, а к «Мерседесу» жалко будет цеплять! Недавно произошел такой случай. Стою на перекрестке, а мимо проезжает дорогой внедорожник. Из него высовывается красивая женщина, блондинка, и показывает мне два поднятых вверх больших пальца, вроде «Крутая машина!». Я смеялся!
История 2. Именно такую и искал!
Игорь Барамшин, водитель («ГАЗ-21» 1968 г. в.):
- Эта машина - моя первая, до этого никаких не было. Я купил ее в Москве семь лет назад. Причем ехал в столицу именно за ней - уж очень она мне всегда нравилась! Я долго искал такую машину, а нашел совершенно случайно. Недалеко от нас (в Коломенском районе) есть дача, туда москвичи приезжают. Вот у них и была такая машина: на ней раньше дедушка ездил, он умер, и его супруга решила «Волгу» продать.
«ГАЗ-21» - хорошая машина, с нашими современными, которые рассыпаются чуть не на ходу, ее не сравнишь. А эта - сразу видно, что делали руками, с умом и как следует. У нее и ход совершенно другой - плавный. Она, конечно, нескоростная, больше 100 км/ч я на ней не езжу. Но это не та машина, которую покупают для скоростной езды. Ну а ремонт? Ремонтировать, конечно, пришлось и до сих пор что-то приходится чинить, но все по мелочи, крупных поломок не было. А осовременивать я свою «Волгу» не собираюсь, иначе какой был смысл ее покупать? Для меня важно именно сохранить ее в том виде, в каком она была с момента выпуска!
Михаил Куклин, предприниматель («ГАЗ-21» 1959 г. в.):
- Эту машину мы с сыном взяли несколько лет назад, купили в Подмосковье. На момент покупки она была в очень убогом состоянии. Отдали за нее чуть больше 100 тысяч рублей. Сейчас приводим машинку в порядок - «жестянку» (кузовные работы) вот уже сделали. Полностью будет собираться салон, и особо осовременивать мы ее не хотим. По максимуму оставим все «родное»: руль, часы полукруглые, радио, но, наверное, сделаем климат-контроль в салоне. Правда, эта «Волга» все равно не будет выглядеть так, как в момент выпуска - она уже на новых дисках стоит. Собираемся поменять всю ходовую часть, так как вся была «убитой». Мы ведь с сыном ее покупали, чтобы самим ездить. Но сейчас он уже думает подготовить ее на продажу.
Впечатления от этой машины у меня - ну просто класс!!! Когда мы гнали ее в Коломну (она полдороги сама ехала, полдороги мы ее тащили), ощущения были очень необычными. По трассе идет - просто сказка! И такое впечатление, что ты, как на танке... нет, как на большом корабле! Она очень мягкая, в ней можно уснуть. И еще - чувствуется огромная мощь этой «Волги»: объем двигателя - 2,5 литра. Плюс к этому надежный мотор, который можно сравнить с классикой немецкого автопрома, железо, которое абсолютно не поддается коррозии. И еще - она тяжелая. Скажем, едешь на ней, а перед тобой всякие там «Мазды», «Рено», «Пежо» мельтешат. Ты их всех этой «Волгой» в одну кучку можешь спокойно собрать, а сам при этом выйдешь, пыль с капота протрешь и поедешь дальше - ничего этому «ГАЗику» не будет!
Представитель студии «Автограф», создатель услуги «Свадебный кортеж из ретроавтомобилей»:
- Идея провезти свадьбу на свадебном кортеже из ретроавтомобилей пришла в голову не нам, а одним нашим заказчикам, молодой паре. Они хотели, чтобы их свадьбу катали как раз такие машины. Это было в 2007 или 2008 году. Собирали мы 21-е «Волги» недели две-три. Как? Я просто останавливал эти машины, когда видел их в городе или на дороге, и договаривался с их владельцами - и все. Одну такую машину увидел на стоянке. Долго ждал, когда подойдет водитель. Я с ним поговорил, объяснил, что мне нужно, обменялся контактами... А дальше... через одного человека удалось выйти на всех.
Трудно сказать, пользуется ли эта услуга популярностью у молодоженов. Если ребята хотят обычную свадьбу, то они и с кортежами особо не выдумывают, а если хотят «покреативить», то тогда можно предложить такой необычный автовариант. Сейчас вот одна пара думает над тем, чтобы кататься на свадьбе именно в таких машинах.
Надо сказать, удовольствие это недешевое. Ретрокортеж по стоимости практически не уступает стоимости кортежа из лимузинов - в среднем от 800 рублей в час цена выезда одного «ГАЗ-21». Но оно того стоит: ездить в такой машине - удовольствие! Правда, для меня как для видеооператора есть некоторые неудобства: по сравнению с современными иномарками, у этих «Волг» нет такой плавности хода, сложно ровно держать камеру в руке.
Хронология «Волги»
- К созданию «Волги» приступили в ноябре 1953 года, когда ведущий конструктор проекта Александр Михайлович Невзоров нанес на ватман первую линию.
1957 год. «ГАЗ-21» поставлен на конвейер. На «Волге» первого выпуска облицовка переда была в том же стиле, что и на «Победе» последней серии: три горизонтальных хромированных бруса с венчающей композицию пятиконечной звездой. На «Волге» впервые в отечественном автомобилестроении была серийно применена автоматическая трансмиссия. Но мытарства 700 владельцев машин с «автоматами» привели к тому, что с 1958 года на «Волги» стали устанавливать только механическую трехскоростную коробку.
1958 год. Советская автомобильная экспозиция на Международной Брюссельской выставке была удостоена Гран-при. Лучшими автомобилями 1958 года, по крайней мере в Европе, можно считать «ГАЗ-21» и «ГАЗ-13». В Бельгии «Волгу» окрестили «танком на колесах», в Финляндии и Норвегии - «танком во фраке». В Англии о «Волге» говорили как о «рабочей лошади». Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая.
В сентябре 1959 года Хрущев посетил с официальным визитом США. Американские фермеры предложили генсеку накормить весь Советский Союз. «А мы вам будем поставлять автомобили», - ответил Никита Сергеевич шуткой на шутку. Кто-то из свиты понял это буквально - на ГАЗ полетела депеша. Но как бы ни хотели приписать ГАЗу партию автомобилей для американского рынка, сам ГАЗ от этой чести открещивается - тягаться с «брогемами» и «корветами» никто не собирался.
1962 год. «Волга» становится автомобилем 60-х и претерпевает косметические изменения: кузов остался прежним, но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. В том же 1962 году модельный ряд пополнился пятиместным универсалом «ГАЗ-22» с разделенной по горизонтали задней дверью.
1964 год. В октябре Леонид Ильич подсидел Никиту Сергеевича. С тех пор Брежнев больше никогда не ездил на «Волгах».
1965 год. На «Мосфильме» Рязанов снимает «Берегись автомобиля». Горьковский завод осуществляет последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители.
1967 год. В феврале был изготовлен автомобиль экспортной модификации «21УС».
1968 год. Выпущена опытная партия «Волги» второго поколения «ГАЗ-24».
Последняя «Волга» («ГАЗ-21») сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль модификации «21УС» с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 638875 автомобилей «ГАЗ-21» и «ГАЗ-22».
И сегодня, спустя 41 год, когда последняя «21-я» покинула заводской конвейер, всякий околоавтомобильный разговор, что с московским банкиром, что с губернатором, что с питерским «митьком», в конце концов сводится к одному: «21-я» - «исключительно правильная машина». Она пришла в свое время, а покинув конвейер, унесла целую эпоху.