00:00
воскресенье, 24 ноября
2011-04-26T10:27:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/3583
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
26-04-2011 10:27 4609

Коломенским чернобыльцам не на что выпустить книгу

В Коломне и Коломенском районе сегодня живут 207 человек, принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Еще 182 человека - «переселенцы» - люди, которые были вынуждены уехать из зоны радиационного поражения.

26 апреля Чернобыльская АЭС стала символом крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы. В сентябре 2003 года этот день объявлен Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

- В 1987 году мне дали приказ взять под командование батальон по дезактивации четвертого энергоблока, - коломенец Валерий Федорович Неуструев вспоминает службу в Чернобыле. - Помню, в первый день я приехал... и ничего не почувствовал. Хожу по улицам, смотрю вокруг, даже без «лепестка». А потом началась «акклиматизация». Просыпаюсь утром - охрип, голоса нет. Руки и ноги отяжелели. Пошевелиться не могу. Пришел ко мне доктор, выдал целую горсть лекарств... После 4-го блока мы «зачищали» окрестные села, жилые дома в Припяти. Зрелище, конечно, жуткое. Пустые детские площадки, брошенные села. Было несколько белорусских сел, которые мы в первую очередь «чистили» от радиации - люди отказывались оттуда уезжать. Их вывозили, а они возвращались, обходя по лесным тропам все охранные посты. В жилищах мы обдирали обои, обрабатывали все специальными средствами, убирали радиоактивную пыль - цезий, стронций, самое опасное.
Валерий Неуструев уже 17 лет возглавляет коломенскую городскую общественную организацию «Коломна-Чернобыль». Несмотря на хлопоты, связанные с подготовкой к памятной дате, он нашел время встретиться с корреспондентом «Ять» и рассказать, чем живет и дышит сегодня «Коломна-Чернобыль».
«Спасибо администрации»
Темный коридор без единой лампочки, деревянный пол. Атмосфера заброшенного советского учреждения. Большой рабочий стол оказывается двумя старыми столами разной высоты, сдвинутыми и накрытыми сукном. Протертое кресло 60-х годов, стулья той же эпохи. Блестящий электрический чайник, тоже советский. Обои в полоску. Это - офис городской общественной организации «Коломна-Чернобыль». О ремонте здесь не то чтобы не задумываются, о нем даже и не мечтают. Денег нет.
Валерий Федорович Неуструев недавно перенес микроинсульт. Теперь каждое утро у него начинается с капельницы. А потом - работа.
- По сравнению с другими организациями мы живем хорошо, - осторожно начинает свой рассказ Неуструев. - У нас есть свое помещение. Спасибо большое администрации.
На столе у Неуструева сложены аккуратными стопочками новенькие блестящие памятные знаки и медали, которые 26-го числа будут вручать ликвидаторам. Телефон разрывается - в программу мероприятий на 26 апреля вносятся какие-то коррективы и уточнения. Вообще-то во все годы активисты «Коломны-Чернобыля» ездили на Митинское кладбище в Москву. Традиция, которой нельзя изменить. В этом году не поедут.
- К нам приезжает митрополит Ювеналий, и для нас это большая честь, - говорит Валерий Федорович. - Так что на этот раз Митино отменяется. Тем более что автобуса у нас все равно нет.
Автобус, точнее, его отсутствие - это, между прочим, большая головная боль. Раньше у организации была своя маленькая «ГАЗелька», но свой срок она отслужила. Для поездок приходится выпрашивать транспорт у соцзащиты.
- Вот есть закон о том, что органы самоуправления вправе оказывать социально ориентированным некоммерческим организациям поддержку, - Валерий Федорович размахивает в воздухе заявлением на имя Оттясова с просьбой включить районный «Союз инвалидов «Чернобыль» в реестр тех самых социально ориентированных некоммерческих организаций и начать уже хоть чем-то помогать. - Но этого реестра не существует. Найти не можем. А значит, помогать нам нельзя.
В общем, совершенно непонятно, на какие средства вообще существует «Коломна-Чернобыль». Есть, по словам Неуструева, несколько коломенских предпринимателей, которые иногда помогают. Депутат Госдумы Геннадий Гудков не отказывает, если чернобыльцам нужен все тот же транспорт, например. Поддерживает организацию и зампред Мособлдумы В. Куликов.
Очень показательный пример - установка в 2006 году стелы «Жертвам радиационных аварий и катастроф» на Аллее Славы. Инициативу установки стелы администрация города морально поддержала, финансово - не очень. Денег не хватало. Чтобы собрать нужную сумму, Неуструев взял кредит, заложил собственный автомобиль. И все равно не хватало. Последние 20 тысяч рублей пришли от областного Министерства соцзащиты. Все это было пять лет назад. Сейчас у Неуструева новая забота. К 25-летию со дня катастрофы Леонид Давыдович Сыркин, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой социальной психологии и педагогики МГОСГИ, один из ликвидаторов чернобыльской катастрофы и активный член общества «Коломна-Чернобыль», написал книгу, посвященную коломенцам, участвовавшим в ликвидации. Книга почти готова, и ее надо напечатать, хотя бы 500 экземпляров. Обойдется примерно в 100 тысяч рублей. Но где взять деньги - пока непонятно.
- Машину свою закладывать на этот раз точно не буду, - обещает Неуструев.

«Бороться не хотят»
По «чернобыльскому» закону (Федеральный закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС — прим. авт.) ликвидаторам, их вдовам и переселенцам полагается довольно большой набор льгот. До 2005 года со льготами все было в порядке. Была прибавка к зарплате или пенсии - 30% от оклада. Потом вдруг проценты стали высчитывать не от оклада, а от МРОТ, то есть около 900 рублей. После вступления в силу 122 закона («О монетизации льгот») стало туго с путевками в санатории. Нужные лекарства не входят в «льготный» перечень. Остались разве что бесплатный проезд и ежегодная диспансеризация.
- Правда, сейчас вот появилась надежда, что путевки удастся в этом году получить, - рассказывает Неуструев. - Правда, заявления в этом году написали всего шесть человек. В прошлом году заявлений было 16.
А еще у «чернобыльцев» вышел спор с коммунальщиками. В «чернобыльском» законе четко сказано, что на жилищно-коммунальные услуги у них должна быть скидка в 50%. Но вот, например, за горячую воду приходится платить все 100%.
- Коммунальщики нам говорят: «Нет такого распоряжения!», - разводит руками Неуструев. - Так что будем судиться, подали иск.
Депутат Коломенского городского Совета Депутатов Анатолий Дмитриевич Талицких, тоже ликвидатор-чернобылец, констатирует: поддержки от государства с каждым годом становится все меньше. При этом «коломенские чернобыльцы», по мнению Талицких, слишком уж пассивны, не хотят бороться за свои права.
- В 2005 году, зимой, когда 122 закон еще не был принят, на площади Советской собрался митинг против этого закона. Несколько тысяч человек. Пригнали целый полк ОМОНа. А были там только пенсионеры. Где же были чернобыльцы? Ведь мы единственные в области отстояли себе бесплатный проезд в общественном транспорте. Организация «Коломна-Чернобыль» слишком пассивна, и, по моему мнению, функций, которые должна выполнять, не выполняет. Посмотрите, какие активные у нас «афганцы»! Почему у одних все получается, а у других - нет?

«Герои, а не жертвы»

Анатолий Дмитриевич Талицких отправился в Чернобыль в июле 1986 года. Это был третий «поток» ликвидаторов. Первые два пробыли на месте катастрофы по одному месяцу. Третий ехал сразу на три месяца.
- Я принимал и отправлял людей на работу, - вспоминает Анатолий Дмитриевич. - Каждый день прибывало от 80 до 93 тысяч человек. Приезжали в основном уже зрелые люди, 25-45 лет, военнообязанные запаса. Они знали, на что шли. Не было трусости, не было мародерства, не было пьянства. Работали спокойно. Приходилось подниматься на крышу 4-го энергоблока - самое опасное место, где уровень радиации превышал все разумные пределы. Работать там разрешалось всего по несколько минут. С одной стороны это была тяжелая, рутинная работа: вырубали желтый лес, рыли тоннель под землей. Монотонный физический труд. И в то же время - это героизм. Потому что все понимали, чем это может обернуться, каковы последствия облучения. Но никто не жалел себя. Когда в 2006 году в Коломне устанавливали памятную стелу, меня очень возмутила надпись на ней: «В память о жертвах...». Какие же они жертвы? Они - герои!

К 26 апреля всем пострадавшим от радиации перечислят разовое денежное поощрение. В зависимости от статуса, люди получат от двух до четырёх тысяч рублей.



Нам интересно Ваше мнение о материале
0
0
1
« Апрель, 2011 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего голосов: 377
Занимаюсь время от времени
12.2% (46)
Тренируюсь активно и регулярно
7.7% (29)
Занимаюсь лечебной физкультурой
3.2% (12)
Делаю зарядку по утрам
9% (34)
Я профессиональный спортсмен
1.1% (4)
Просто стараюсь больше двигаться
25.5% (96)
Огород - лучший фитнес
19.1% (72)
Веду малоподвижный образ жизни
22.3% (84)