Уроки музыки в школе были для многих глотком воздуха в череде сложных дисциплин, временем, когда можно было расслабиться, узнать много интересного о музыкальном искусстве, выдохнуть и… попеть! Сегодня, когда композиции звучат буквально из каждого телефона, кажется, что школьников сложно чем-то удивить. Однако выпускникам кафедры музыки ГСГУ есть что ответить на современные запросы. Об этом корреспондент KS поговорила с заведующей кафедрой музыки, доктором культурологии, профессором кафедры музыки Еленой Щербаковой.
- Елена Валерьевна, кафедра недавно отметила 25-летний юбилей. Ваши выпускники хорошо известны в музыкальной среде как города, так и региона, страны. Что позволяет сегодня кафедре музыки готовить квалифицированных профильных педагогов?
- Во-первых, это серьезный преподавательский состав. Среди преподавателей лауреаты вокальных и фортепианных конкурсов; особо отмечу заслуженного работника культуры, профессора, почетного работника высшего образования Расула Шамхаловича Гасаналиева. Во-вторых, музыкальная подготовка на кафедре делится на исполнительский и теоретический блоки. В рамках исполнительского студенты изучают хоровое искусство, класс сольного пения, игру на фортепиано, поют в фольклорном ансамбле (кстати, традиционные народные костюмы шьют сами), постигают мастерство владения синтезатором и учатся дирижированию. Все это азы, которые необходимы современному учителю музыки для того, чтобы суметь заинтересовать предметом каждого ребенка.
- Да, но как это сделать, если сегодня есть доступный для всех Интернет, мобильные телефоны с любой музыкой, компьютерные программы, которые помогут каждому ребенку создать свою композицию?
- Как правило, учитель музыки - это и организатор культмассовых школьных мероприятий, и первооткрыватель детских талантов. Но для того, чтобы помочь ребятам распеться, звучать гармонично и слаженно, раскрыть индивидуальность способных к пению детей, педагог должен и сам владеть необходимыми навыками музицирования. Сегодня в школьный музыкальный инструментарий входят свирели, блок-флейты, перкуссия (ударные) и синтезатор. Это базовые инструменты, на которых могут сыграть и поимпровизировать даже учащиеся без музыкального образования.
Не итальянец, а ленинградец
- Но поиграть и попеть - это еще не все. Есть теоретическая часть урока музыки. Как сделать ее «вкусной» для современного школьника?
- Это вполне возможно, если рассказывать о тех же классических композиторах и их произведениях с точки зрения последних открытий и малоизвестных фактов. Например, о том, что даже у такого всеми любимого гениального композитора XVIII века, как Моцарт, до сих пор появляются «новинки» – его ранние пьесы, найденные в библиотеках разных европейских стран. Он ведь очень много учился и выступал с самого раннего детства. А вот еще пример. Современные исполнители часто заимствуют музыкальные темы из классических произведений. Добавляют бит, инновационные аранжировки - и новое, «крутое» звучание готово! Можно взять популярную композицию с такой музыкальной вставкой и вместе с учащимися проследить ее историю.
Кстати, долгое время считалось, что музыку к популярной песне группы «Аквариум» «Под небом голубым» Борис Гребенщиков позаимствовал у композитора эпохи Возрождения Франческо да Милано. Сегодня известно, что мелодия написана ленинградским гитаристом Владимиром Вавиловым, который стилизовал свое произведение под старинную итальянскую канцону. Это пример музыкальной мистификации, которых на самом деле великое множество. В общем, ребятам есть что рассказать о мире музыки.
Для творческих индивидуумов
- Сегодня в Коломне начинают открываться частные студии вокала и обучения игре на музыкальных инструментах, и они пользуются все возрастающей популярностью.
- Да, и в них работают в том числе наши выпускники. Ко всему, что связано с музыкой, я отношусь очень хорошо. Могу только приветствовать профессиональное развитие людей в музыкальном плане. Одни начинают заниматься вокалом по медицинским показаниям, а многие - потому что всю жизнь мечтали этим заниматься и наконец получили такую возможность. Это давно популярно в развитых западных странах. Здорово, что такая тенденция теперь появляется и у нас.
- Среди выпускников музыкального отделения коломенского ГСГУ немало не только педагогов, но и профессиональных музыкантов.
- Действительно, многие наши выпускники, имеющие яркую творческую индивидуальность, зарекомендовали себя в музыкальной среде. Это и Анатолий Крынков - руководитель московского джазового коллектива Big City Jazz Show, и Елена Григорьева, которая сегодня поет в различных рок-группах Санкт-Петербурга, в Коломне прекрасно знают вокалистку Анастасию Фердинандову - исполнительницу джазового направления. Без лишней скромности скажу: о высоком качестве образования на музыкальном отделении нашего вуза давно известно. При желании оно может стать отличным трамплином для покорения более высоких профессиональных вершин.
Ольга ШЕВЫРЕВА
Фото: пресс-службой ГСГУ