Выяснилось, что девочка боится травли сверстников за небрендовые вещи. Она рассказала маме, что за «неправильную» одежду ее могут не только высмеять, но и побить…
«Поясни за шмот» - относительно новое явление в молодежной среде. Суть его проста: если ты носишь одежду дорогих марок, готовься объяснить, почему ты «достоин» это делать. Не можешь - будешь публично наказан. Особенно сильно придираются к тем, кто носит «паль», то есть подделку известных брендов. Причем подростков не интересует финансовая состоятельность семьи - они жестоко высмеивают сверстников, не имеющих возможности носить оригинальную брендовую одежду и готовы даже побить за подобную «дерзость».
Фотографии детей в «неправильных» вещах выкладывают в Интернет на публичное осуждение. Например, в одной популярной социальной сети есть серия «групп позора», где публикуются изображения детей в «пали». Фото сопровождаются негативными комментариями и издевками. Самая большая группа - «Поясни за шмот» - насчитывает свыше 190 тысяч подписчиков. Есть и другие: «Паленый зашквар», «Паль или оригинал», «Фонд борьбы с палью». В этих группах тинейджеру даются инструкции, как «пояснить» за тот или иной фирменный бренд, отличить оригинал от подделки. Также в Сеть нередко выкладываются ролики, где подростки выносят «модный приговор» и избивают неугодного.
В интернет-сообществе можно встретить рассуждения, например, следующего рода. «Stone Island, Burberry, Fred Perry — все это бренды, означающие принадлежность к определенной субкультуре. Не просто одежда, а философия жизни: фанат, например, мужеством в боях и преданностью клубу зарабатывает право носить такие вещи. А тут какой-то слюнтяй пришивает себе логотип этой фирмы и думает, что теперь он очень крут. Так не пойдет», - пишут те, кто выносит «модный приговор».
«На улице надо выглядеть достойно. Пусть дома носят свое тряпье. Мои родители богатые люди, я ношу дорогие вещи. А кто не может, пусть объясняется!»
На YouTube даже появился целый блогерский жанр: опытные блогеры рассказывают подросткам о том, как выкрутиться из подобных разговоров.
Проломили череп, закидали петардами...
В декабре 2018 года в Ростовской области девятиклассники проломили череп новенькому из-за «неправильной» одежды. По убеждению избивающих, брендовую одежду могут носить только «реальные пацаны», к которым они не относили пострадавшего.
Школьника били втроем. В результате избиения мальчик потерял сознание и поступил в больницу с черепно-мозговой травмой.
В Тольятти 10-летнего ребенка избили палкой и закидали петардами из-за брендовой надписи на шапке. Мальчика госпитализировали с серьезной травмой головы и ожогами глаз.
В Челябинске пятиклассницу жестоко избили за «паленые» кроссовки. Девочка не смогла объяснить, почему носит обувь известного бренда.
В Коломне тоже бьют
Сегодня тема «шмота» актуальна для разных регионов и городов России. Наш округ не стал исключением. Родителям многих коломенских подростков также известны факты травли детей из-за одежды. «Это явление выглядит очень дико, - рассказывает мама 14-летней коломчанки Вики. - Моя дочь всегда одевалась просто, но все изменилось, когда у нее появилась новая компания друзей. Вика резко и без объяснений перестала носить брюки Adidas, кроссовки Reebok, приобретенные не в фирменных, а в обычных магазинах. Потом попросила у меня дорогой рюкзак известного бренда, обязательно оригинал. Я спросила у дочери, зачем ей вещь за несколько тысяч рублей. Оказалось, она боится, что ее побьют за «паль» - так молодежь называет сегодня подделки. Если кто-то приобрел вещи с логотипами известных фирм, он должен ответить, почему их носит. Не сумеет объясниться - будет высмеян или побит. Мне пришлось провести с дочерью воспитательную беседу и убедить ее не общаться с этими ребятами. К счастью, она меня послушала».
«Пояснить за шмот» - значит объяснить, что на тебе надето,- рассказала нашему корреспонденту Вика Н. - Если на тебе бренд, надо показать бирку. Если на ней написана фирма, логотипы, тебя не тронут, а если нет, придется отвечать за «паль». Отводят в сторону, требуют снять вещь, иногда доходит до драки. В основном пристают к случайно проходящим мальчишкам… Я чувствовала себя некомфортно в этой среде. У меня не было дорогих вещей, как у большинства. Чтобы ко мне не цеплялись, старалась не выделяться и носить одежду вообще без лейблов. И сейчас на всякий случай ношу обычные вещи».
За какие бренды придется «пояснять»:
•любой камуфляж,
•вещи от Гоши Рубчинского,
•бренды Stone Island, Burberry и Merc London,
•Lonsdale, Ben Sherman, Fred Perry, Napapijri и Weekend Offender.
Говорят коломенцы
Об этом явлении, оказывается, знают и многие родители подростков. Вот их высказывания об этом в группе «ВКонтакте»:
Ирина Бахаева: «Лично была свидетелем, когда проверяют по штрихкоду оригинал, выворачивают наизнанку вещи, рюкзаки, кроссовки. И это со 2 класса! И вчера на линейке то же самое».
Алексей Баранов: «Раньше можно было «выхватить», если болеешь не за тот футбольный клуб или носишь одежду с символикой не той музыкальной группы. Но одежда это, конечно, бредятина. Нет у них понятия того, что бренды стоят денег и не каждый себе это может позволить».
Анастасия Семенова: «Полная деградация младшего поколения, страшно представить, куда дальше покатится мир».
Юлия Шлыгина: «У моего сына у парка Ленина подростки сорвали нашивку «Спартак» - видите ли, они не признают его как клуб. Благо, сын каратист. Не растерялся, накостылял им»*.
*Авторская стилистика сохранена
Детям не хватает воспитания
В социальной сети «ВКонтакте» существует группа «Паль-патруль Коломна». В ней объединены «знатоки моды», которые глумятся над детьми, чьи родители не могут заработать на бренды. В настоящий момент группу активно посещают порядка 3000 человек.
АДМИНИСТРАТОРЫ группы «Паль патруль Коломна» в «ВК» декларируют: «Своими действиями мы не хотим никого оскорбить, унизить. Посты с оскорблениями выкладываются не анонимно». Тем самым они противоречат сами себе.
Имеется и список одежды, которую, по убеждению «идеологов» нового шмот-движения, нельзя носить совсем. В разных регионах страны он свой. В первую очередь пристать на улице могут из-за одежды, которая относится к околофутбольной тематике: Stone Island, Burberry и Merc London. Помимо этих брендов есть еще Lonsdale, Ben Sherman, Fred Perry, Napapijri и Weekend Offender. Так что ребенок, решивший прогуляться в куртке от Stone Island, может получить вопрос в лоб: «За кого стоишь?» Иными словами, за какую команду дерешься.
По мнению психологов, молодежи свойственно сбиваться в группы по определенному признаку. Разумеется, «чужаков» в ней, мягко говоря, не приветствуют, отсюда и появляется агрессия в их адрес.
Елена Павлова, психолог:
«Для подросткового возраста характерен повышенный уровень агрессивности, вызванный несозревшей нервной системой и гормональными всплесками. Проявление агрессии усиливают и общественная обстановка, и обилие негативной информации. Поэтому родителям сложнее воспитывать своих детей: дома папы и мамы внушают детям одно, а на улице ребенок сталкивается с совершенно другим. Возникает множество противоречий, соблазнов, с которыми подросткам бывает сложно справиться. Конечно, нельзя возлагать ответственность за агрессию только на семью. Хотя, безусловно, родительское воспитание играет ключевую роль. Если в семье существуют определенные правила — не кричать, не ругаться при детях, не материться, то и ребенок будет вести себя соответственно, и у него будет больше сдерживающих факторов. Дети автоматически копируют поведение родителей. Иногда агрессивность, как в случае с выяснением отношений из-за одежды, говорит об элементарной скудности интересов. Значит, у ребенка много свободного времени, которое стоило бы потратить на посещение кружков и секций».
А как у других?
Многие именитые западные бизнесмены и голливудские звезды считают моветоном демонстрацию богатства и брендоманию. Они, напротив, предпочитают не выделяться и носят скромные недорогие вещи. Например, бизнесмен Илон Маск недавно появился на публике в кроссовках и джинсах стоимостью чуть больше 3000 рублей.
Американская певица Селена Гомес не стесняется носить бюджетные бренды стоимостью 50 долларов.
А вот в России одежда все еще остается показателем «статуса» - даже если дорогой наряд выглядит нелепо и безвкусно.
В 90-е было жестче
Ольга Шишкина, начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации г. о. Коломна:
«Ни одного прецедента, когда бы дети дрались из-за брендовой одежды, нами не зарегистрировано. Да, бывает, что подростки выясняют отношения с помощью кулаков. Но, как правило, поводом служит ревность, неразделенная любовь или желание завоевать лидерство. В целом могу отметить, что современные подростковые драки стали менее жестокими, нежели, например, в 90-е, когда девчонки выдирали друг другу волосы и тушили сигареты о свою жертву.
Конечно, все идет из семьи, в том числе культ модной дорогой одежды. Значит, родители позволяют себе судить других людей за наряды, а ребенок видит, как мама гордо щеголяет в дорогой шубе, и смеется над теми, у кого ее нет. Если же подобные конфликты возникают в школе, к их решению необходимо подключить педагогов. Нужно разобраться, побеседовать, объяснить подросткам, что небогатые люди могут быть гораздо умнее, человечнее, духовно развитее тех, кто хвалится своим материальным достатком. А вообще, считаю, что споров из-за одежды можно было избежать, если бы дети повсеместно носили школьную форму».
«Паль»-словарь
«ТОП шмот» - дорогая одежда, которую мало где купишь.
«Пояснить за шмот» - обосновать, какое право ты имеешь носить брендовую одежду.
«Паленый шмот» - подделка известной фирмы.
«Паленые зашквары» - те, кто носит подделку.
«Стоники» - поклоники фирмы Ston Island.
«Оффники» - околофутбольные фанаты. Носят черные футболки с надписями, джинсы с подворотами, камуфляжные панамы. Считают, что, нося «паль», ты оскорбляешь их субкультуру.
«Кэжуал» - так называют тех, кто носит модную уличную повседневную одежду европейского стиля.