Этот праздник совсем неслучайно празднуется только у нас. Именно здесь все начиналось, когда после победы большевистской революции по инициативе женской секции организации «Коминтерн» 8 марта объявили «днем борьбы работниц всего мира за свои права». С той поры многое изменилось в жизни женщин, и теперь трудно представить, каково это было - быть женщиной - хотя бы сотню лет назад. У них не было даже своих паспортов: они числились сначала чьей-то дочерью, потом женой или сестрой, или племянницей. В документах так и писали: «дочь господина такого-то» или «супруга сякого-то - такая-то, в девичестве этакая», и даже после смерти супруга женщина в бумагах значилась как «вдова покойного господина XYZ». Далеко не во всех странах женщины могли получить высшее образование - в университеты и институты их не принимали. В России под давлением общественного мнения в 1869 году открыли высшие женские курсы в Москве и Петербурге, но вообще-то стремление девушек получить образование не приветствовалось. Родные недоумевали - зачем, собственно, иметь диплом? Главное ведь выйти замуж, а замужней женщине делать карьеру не нужно. Мнением девушки о будущем супруге интересовались в самую последнюю очередь - торжествовал принцип «стерпится, слюбится». Обязательный церковный брак предусматривал развод только в очень немногих случаях - явное сумасшествие супруга, его пожизненная ссылка в Сибирь и прелюбодеяние. Пользуясь своим преимущественным положением, мужья-тираны отнимали детей у матери, с которой не хотели жить, лишали доступа к семейным капиталам, а развода не давали, обрекая несчастную на невероятные лишения и испытания. В свою очередь дамы пускали в ход приемчики, достойные истинных дочерей Евы, и прекрасной иллюстрацией порядков давних времен может послужить история, приключившаяся с родным дядюшкой А.С. Пушкина милейшим Василием Львовичем, ставшим жертвой коварства своей супруги. Известная московская красавица Капитолина Михайловна Вышеславцева после пяти лет брака с Василием Пушкиным увлеклась отставным секунд-майором Иваном Акимовичем Мальцовым, наследником капиталов богатейшего семейства, владевшего стекольными заводами в Гусь-Хрустальном. Чтобы избавиться от ставшего «лишним» мужа, Капитолина Михайловна подала в московскую духовную Консисторию прошение о разводе, мотивируя просьбу тем, что муж ее погряз в разврате и прижил с дворовой девкой Аграфеной Ивановой двух детей. Сам факт «барских шалостей в девичьей» был делом совершенно обыкновенным - Василий Львович и не думал отрицать своих амуров с дворовой, но признавать себя прелюбодеем, зная, что сам увенчан рогами, не пожелал. Спасаясь от позорного клейма, господин Пушкин ударился в бега, отъехав в Париж, где прожил два года. Но когда он счел, что все успокоилось, и вернулся, его тут же потянули в Консисторию и снова стали требовать признаний. Не видя выхода, чтобы только от него отвязались, Василий Львович выдал бывшей жене разводное письмо, признав себя виновным. Ставшая свободной мадам тут же вышла замуж за Мальцова, родила ему трех детей и жила счастливо. Объявленный «уличенным прелюбодеем» Василий Пушкин согласно приговору Консистории, выносившей решение о разводе, уже не мог вступать в брак пожизненно. Он жил с московской купчихой Ворожейкиной гражданским браком и не смог передать фамилию двум прижитым с нею детям, а свой дом и кое-что из имущества передал им не по завещанию, а только в виде долговых обязательств.
***
Несмотря на громадную разницу положения современниц и их прабабок, все же следует признать остающимся ненормальным положение женщин в нашем обществе. Большинство прав российской женщины реализовать весьма затруднительно в обществе, где выше «писаных законов» стоят «понятия» и «отношения», а вот обязанности взыскиваются с суровой неукоснительностью. В современной Швеции или Дании, где сто лет назад законы не просто разрешали, а даже предписывали мужьям бить своих жен «для вразумления», нынче не требуется устраивать для женщин отдельных праздников - там уклад жизни нынче таков, что особо выделять чью-то половую принадлежность кажется странным. У нас же праздник этот пока что совершенно необходим - он подает повод хоть раз в год сделать для жен, матерей и сестер нечто приятное, что сможет хоть отчасти искупить долги социума, в котором правят бал «крутые мужчинки», одержимые детскими комплексами неполноценности.