Старая русская пословица гласит: «Cколько веревочке ни виться, а конец будет». В Коломне вьют веревки уже три столетия, и конца этому делу действительно пока не видно.
Обычно, когда речь заходит об истории предприятия, тебе протягивают брошюру или книгу со словами «Прочитайте, здесь все написано»... В случае с АО «Канат» было иначе. Главный инженер Владимир Бобков нашел время, чтобы лично поведать нам о предприятии, где сам проработал 40 лет. Историей фабрики он увлечен давно. Лично ездил в московские архивы, искал, изучал материалы. Результатом этих трудов должна была стать книга - совместное творчество с известным журналистом Александром Беляевым, но свет она так и не увидела. Беляев ушел из жизни, а подготовленные им материалы так и лежат «в столе». Возможно, найдется тот, кто завершит начатый труд. Ведь предприятию есть о чем рассказать...
В деревянных сараях трепали пеньку
Первые упоминания о коломенских мастерах канатного дела относятся ко второй половине XVII века. Более 300 лет тому назад коломенскими канатами и веревками был оснащен первый российский парусный корабль «Орел» на верфи в селе Дединово. Пеньки в России тогда было вдоволь, а географическое положение Коломны, стоявшей на слиянии трех рек, способствовало развитию канатного дела. Долгое время изготовление канатов и веревок носило примитивный характер. Фабрика перерабатывала в основном пеньковое волокно. Известно, что в то время производство представляла собой несколько небольших деревянных сараев, в которых мыли, сушили, чесали, трепали пеньку и свивали из нее веревки разной толщины. Несколько десятков рабочих жили здесь же, при фабрике. Труд был черный, тяжелый. Вместе с мужчинами трудились и женщины - их было большинство. Нити скручивали в веревки вручную, иногда используя конную тягу. Женщин, крутивших канаты, называли «подконечницами». К слову, эта профессия просуществовала вплоть до 1960 года, пока ручной труд постепенно не начал вытесняться машинным. В архивах сохранилась любопытная информация об объемах производства канатов. Так, в 1761 году коломенские мастера свили 1850 пудов канатов, в 1762 году - 3100 и в 1763 году- уже 4500 пудов (т. е. 72 тонны).
Фабрика много раз горела
Деревянные сарайчики, в которых обрабатывали легковоспламеняющуюся пеньку, не раз горели. Последний сильный пожар, который оставил от фабрики лишь пепелище, произошел в 1920 году. Казалось бы, на этом в истории предприятия можно было поставить точку. Однако нашелся инициативный человек, под руководством которого взялись за восстановление канатных цехов. Им после Октябрьской революции 1917 года стал Алексей Васильевич Зенкин. Именно он взял инициативу в свои руки и отстроил фабрику с нуля. Правда, внешний вид предприятия даже после восстановления почти не изменился - это были все те же деревянные сараи, похожие на длинные ангары. Неизменным остался и сам производственный процесс.
«Золотой век» канатной фабрики
Кардинальные изменения в судьбе предприятия произошли в 1963 году. Год, когда канатная фабрика вошла в систему Министерства рыбного хозяйства СССР, по праву можно считать датой его второго рождения.«Канатка» молниеносно становится одним из главных поставщиков канатов для рыболовной промышленности. Тогда же предприятие впервые попробовало выпустить канат из капроновой нити. Надо сказать, что из нее получилось совершенно другое изделие, не идущее ни в какое сравнение с канатом из пеньки. Разница в качестве продукции была настолько ощутима, что от пеньки отказались вовсе.
Благодаря вхождению коломенской канатной фабрики в состав Министерства рыбного хозяйства, располагавшего валютными ресурсами, она начала получать современное импортное оборудование и обгонять по техническому перевооружению остальные предприятия отрасли.
В 1992 году канатная фабрика меняет свое название на АО «Канат». К тому времени предприятие занимает лидирующие позиции в области поставок канатной продукции во все регионы России и СНГ для крупнейших рыбодобывающих и судоходных компаний. Однако вслед за бурным расцветом последовало время перемен. В лихие 90-е предприятию, как и многим другим заводам и фабрикам, в буквальном смысле приходилось выживать. Чем только ни занимались ради сохранения предприятия, даже ковроткачеством. Тем не менее предприятие устояло и сегодня продолжает свою работу.
На коломенских канатах выигрывают танковый биатлон
Если в советское время нашим главным потребителем продукции канатной фабрики был рыболовный флот, то сегодня ситуация в корне изменилась. В наши дни для рыболовного флота производится самая малость. а основной объем канатов и веревок производится для нужд других отраслей: промышленности, строительства, транспорта, альпинизма и других сфер. Чтобы продукция была конкурентоспособной, ее изготавливают из современных материалов. Например, из полистила – смеси полипропилена и полиэтилена, использование которого позволяет создавать очень прочные канаты и веревки: веревка диаметром с мизинец способна выдержать нагрузку более двух тонн. Такие изделия широко используются в промышленном альпинизме, когда на кону жизни людей. В последние годы фабрика производит канаты из ультравысокомолекулярного полиэтилена. Канаты из этой нити, равной по прочности стальной, используются для буксировки большегрузных танкеров. Кстати, последний танковый биатлон российской команде помогли выиграть коломенские канаты. Именно на них буксировали танки для соревнований. Также на коломенских канатах десантировался спецназ из вертолетов во время проведения масштабных международных учений в сентябре этого года.
Факты:
Ассортимент продукции - более 2000 наименований.
Диаметр продукции - от 1 до 136 мм.
Производственные мощности - более 10 тысяч тонн в год.
70% всей продукции - канаты.
Объем производства - 3000 тонн в год.