Управляющие компании упирают на то, что оказанные услуги должны быть оплачены вовремя, жильцы возмущаются, что тарифы высоки и непосильны. Но факт остается фактом - долги растут. ООО «Департамент городского хозяйства» решилось на жесткие меры. И, по словам руководителя коломенской управляющей организации Евгения Козлова, они приносят ощутимые положительные результаты.
- Евгений Владимирович, в Коломне активно муссируется информация о том, что задолженностями по услугам ЖКХ теперь занимаются коллекторские агентства. Так ли это?
- Информация верна. 1 августа 2017 года ООО «ДГХ» заключило договор с одной из компаний по взысканию долгов. Эффект есть: с момента начала их работы сумма задолженности заметно сократилась. В настоящий момент мы сотрудничаем с одной организацией. Наша управляющая компания передала юристам-коллекторам три РЭУ с самым низким процентом собираемости задолженностей: «Окский», «Москворецкий» и часть территории РЭУ «Репинский», которая относится к бывшей центральной усадьбе совхоза «Коломенский».
- Неужели проблема стояла настолько остро, что пришлось подключать к ее решению коллекторов?
- Несмотря на то, что в Коломне процент должников за услуги ЖКХ относительно небольшой, не более 5% , недополученные деньги больно бьют как по управляющей компании, так и по кошельку добросовестных коломенцев, которые оплачивают жилищно-коммунальные услуги без задержек. Арифметика простая: представим, что жильцы многоквартирного дома получили платежные квитанции, но некоторые граждане по ним не заплатили. В квитанциях прописана стоимость коммунальных и жилищных услуг. С ресурсными компаниями, предоставляющими коммунальные услуги (газ, вода, электричество), управляющая компания всегда рассчитывается в полном объеме, даже если недополучила средств. То есть здесь терпим убытки мы. А при нехватке денег на финансирование жилищных услуг страдают все жильцы конкретного дома. Во-первых, не проводятся в полном объеме необходимые работы по содержанию и благоустройству дома и прилегающей территории, а во-вторых, невыплаты «халявщиков» на общедомовые нужды распределяются на тех, кто платит вовремя. То есть фактически добросовестные жильцы платят за должников.
- Пытались ли воздействовать на должников иными методами?
- Конечно. Традиционно взысканием денег с должника (в настоящий момент им считается человек, не оплачивающий услуги ЖКХ в течение трех месяцев) занимается Служба судебных приставов. Основанием для их деятельности служат судебный приказ или решение суда о взыскании денежных средств. Однако на практике эффект от этих мер стремился к нулю - через три положенных месяца мы получали от приставов ответ, что с должника взыскать нечего. Спустя некоторое время тяжбы по этим делам повторялись, и снова безрезультатно. В итоге мы просто ходили по кругу, тогда как председатели советов домов и ответственные жильцы требуют от нас хоть что-то сделать с должниками.
- Почему люди не оплачивают сумму, заявленную в квитанции? Может, дело в тяжелой финансовой и жизненной ситуации?..
- Я лично ходил по квартирам вместе с судебными приставами. Ответственно заявляю: большинство должников вовсе не относится к категории людей с тяжелым материальным положением. Как раз таких жильцов коллекторская компания не трогает. В основном злостные неплательщики – это молодые люди, уверенные в собственной безнаказанности и неприкосновенности. Им плевать на то, что они буквально живут за чужой счет. У них есть железное алиби: мы молодая семья с маленьким ребенком, эта квартира – наше единственное жилье, поэтому вы нас не выгоните и ничего с нами не сделаете. Именно с теми, кто может платить, но не хочет, и работает нанятая нами компания. Эффект налицо: к концу 2017 года процент должников снизился.
- А от тех, кто уже столкнулся с коллекторами, жалобы поступали?
- Ни одной! Более того, с начала сотрудничества с компанией по взысканию неплатежей все задолженности были выплачены в досудебном порядке.
Отмечу важный момент: сегодня созданы условия, при которых жильцу многоквартирного дома выгоднее не просрочивать свои платежи. Квитанции на оплату приходят 10-12 числа каждого месяца, последний день месяца – это крайний срок оплаты, после которого гражданин будет считаться должником и начнут начисляться пени. Размер их сегодня таков, что для их уплаты проще взять банковский потребительский кредит под 18%, чем пытаться погасить задолженность с пенями самостоятельно. Так что платите вовремя, и проблем не будет.
Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, расчет пени за каждый день просрочки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Причем гражданин обязан оплатить задолженность в течение 90 дней. Начиная с 91-го дня должник будет оплачивать 1/130 за каждый день просрочки.
- Планируете ли продолжать сотрудничество с коллекторским агентством?
- Конечно, так как эта работа имеет целый ряд преимуществ и не требует от нас дополнительных затрат. Более того, в скором времени к работе с должниками ООО «ДГХ» подключит вторую компанию по взысканию неплатежей. Агентства будут работать не с РЭУ, а с конкретными проблемными домами. Один из таких находится в Колычеве, улица Девичье Поле, 5. И еще – в течение ближайшего времени должниками будут считаться те, кто просрочил платежи не за три месяца, как сейчас, а за два. Так что борьба «ДГХ» и советов домов с «халявщиками» вступила в активную фазу.
Проблема передачи долгов по ЖКХ коллекторским компаниям звучит во многих российских СМИ. В частности, об этом говорится в материале РИА «Новости» под названием «Коммунальное чтиво: 20 миллиардов долгов по ЖКХ продали коллекторам». Вот цитата из материала: «Долги россиян за жилищно-коммунальные услуги все охотнее продают коллекторам. По оценкам участников рынка, доля таких задолженностей, по сравнению с 2010 годом, выросла втрое. Сейчас на руках у коллекторов имеется задолженность за ЖКУ на общую сумму 20 миллиардов рублей. <…> Коллекторы признают: взыскание долгов за ЖКК дается им тяжелее, чем по банковским кредитам и займам в микрофинансовых организациях. Люди привыкли, что за ЖКХ можно платить в самую последнюю очередь. Тем не менее к этому рынку присматриваются все больше игроков — по объемам задолженности он второй после рынка кредитования».