Не частный вопрос частного сектора
Жалобы в редакцию на действия «Коломнамежрайгаз» (филиала ГУП МО «Мособлгаз») начали поступать несколько месяцев назад. В основном это были телефонные звонки недовольных, иногда - письма, сообщения. «Нас заставляют подписывать дорогостоящие договоры на обслуживание газового оборудования», - возмущались коломенцы. При этом горожане говорили, что понимают: газ - дело опасное и за оборудованием надо следить. Непонимание возникло в другом. Первое: откуда взялись внушительные цифры, то есть людей резонно интересует, как производятся подобные денежные расчеты. Второе: вопрос - почему нельзя оплачивать сумму ежемесячно, а необходимо сразу выложить плату за годовое обслуживание? Третье: уровень квалификации столь дорогостоящих специалистов, которые, как планируется, будут ходить по частному сектору Коломны и проверять газовое оборудование, неизвестен. Мы готовы опубликовать ответы «Коломнамежрайгаза» на интересующие коломенцев вопросы.
«Так меня втянули в кредит»
А пока еще одна печальная история на заданную тему. Незадолго до наступления 2018 года в редакцию «Ять» обратилась еще одна коломенская пенсионерка - 59-летняя Ирина Крылова. «Мне пришло извещение, что надо заключать договор на обслуживание газового оборудования, - рассказывает И. Крылова. - Я не была готова оплатить 5400 рублей разом. Ну не было у меня, у пенсионерки, таких свободных денег! И 13 декабря 2017 года я пошла в «горгаз», где попросила рассрочку. Меня выслушали и отвели, как я решила, в расчетный отдел. Я подписала бумаги. А уже дома поняла, что это был договор на кредит с ООО «Сетелем Банк». По договору я должна была оплачивать кредит частями 12 месяцев. Сумма кредита - 7484 рубля 64 копейки. Плюс подписала заявление на страхование. И это несмотря на то, что я инвалид первой группы, а в договоре есть строчка, что подписывающий не может быть инвалидом. Страховка стоила 6036 рублей, плата за подключение к программе страхования - 1448 рублей 64 копейки. Так меня втянули в кредит».
Когда пенсионерка поняла, что влезла в кредит, то начала ходить в «Коломнамежрайгаз» как на работу, каждый день: просила расторгнуть кредитный договор. Как она рассказала журналистам, ей отказывали.
«Я ходила четыре дня подряд, - вспоминает она. - В итоге меня оттуда увозила «скорая», у меня сахарный диабет - давление поднялось. Весь Новый год я провела в кровати».
Пенсионерка «добила» менеджеров банка
Но коломчанка оказалась крепкой. После праздников женщина собралась с силами и решила «добить» кредитную организацию. «Я пригрозила им полицией, и сначала они расторгли договор страхования - это было 9 января, - говорит Ирина Крылова. - Потом я заплатила около 5000 рублей, чтобы от меня отстали, так как мне уже начислили проценты за первый месяц по кредиту - примерно 150 рублей. И снова ходила в «горгаз» как на работу. 12 января мне выдали расписку, что договор кредитования расторгнут и банку я ничего не должна. Представитель «Сетелем Банка» на словах пообещала перечислить 5000 «Коломнамежрайгазу».
«Я, конечно, понимаю, что оборудование надо обслуживать, что должны приходить люди и смотреть, но не в таких грабительских… - сетуя, не закончила фразу боевая коломенская пенсионерка. - А еще я сходила в депутату в «белый дом». Фамилию не помню - лысый такой... Так у него очередь из людей по поводу платы за обслуживание газового оборудования была. Очень много недовольных. У меня 21 квадратный метр помещения. 890 рублей я плачу за газ в месяц. И плюс такие деньги за обслуживание? Это с наших пенсий! Это же грабеж!»
Добиваемся официальных комментариев
Журналист «Ять» связалась по телефону с представителями «Коломнамежрайгаза», где сообщили, что у организации есть традиция: общаться с прессой только через руководителя Управления по внешним коммуникациям ГУП МО «Мособлгаз» Оксану Чеснокову. Связаться по телефону с ней пока не удалось, мы направляем в «Мособлгаз» письменный запрос редакции. Зато удалось пообщаться с кредитным экспертом ООО «Сетелем Банк», которая оформляла кредит пенсионерке Ирине Крыловой (она оставила нашей героине визитку с номером телефона, на которой указано только название банка и имя, фамилии эксперта нет). Эксперт отказалась от официальных комментариев для СМИ и направила нас в пресс-службу ООО «Сетелем Банк». Мы готовим письменный запрос и в эту службу. Как только ответы поступят в редакцию, мы непременно их опубликуем.
Комментарий специалиста
Адвокат Коломенского филиала Московской областной коллегии адвокатов Алексей Обухов:
«Коломнамежрайгаз» и кредитная организация - два разных юридических лица. Часто бывает, что организация, которая предоставляет товары и услуги, рекомендует какую-то кредитную организацию. Например, по такому же принципу работают многие магазины по продаже бытовой техники, в зале магазина всегда есть кредитный менеджер какого-либо банка. Воспользоваться ли его услугами - право потребителя. В случае, который описала Ирина Крылова, по-видимому, работает та же схема.
Ее ситуацию вообще можно описать выражением «слово на слово». Пенсионерка говорит, что ей никто не разъяснял, что она попала не в расчетный отдел, а в кредитный. С другой стороны, уверен, если мы будем разговаривать с менеджером газовой организации, скорее всего, он будет стоять на своем: предоставление рассрочки не предусмотрено, однако мы порекомендовали клиенту обратиться за получением кредита, а какие условия кредита, мы понятия не имеем, поскольку это другая организация. То есть недоказуемо.
Если бы в договоре с «Коломнамежрайгазом» было написано, что оплата может производиться в кредит путем получения кредита в «Сетелем Банке», тогда был бы иной разговор. Но вряд ли такой договор существует, потому что ни одна организация, в которой есть думающий юрист, этого не сделает.
Впрочем, если Крылова действительно сказала менеджеру банка, что является инвалидом, но ей все равно предложили страховку, то есть повод отправить письмо на имя руководства ООО «Сетелем Банка» с жалобой на действия сотрудника.
Законодательство исходит из следующего. Пока человек не признан судом ограниченно дееспособным либо недееспособным, он отвечает за то, что делает. Плохое зрение, самочувствие не учитываются. Берите очки, лупу, дочь, соседку - что и кого угодно, если они помогут вам сделать правильный выбор. А потом уже все подписывайте.
Самое лучшее, что можно здесь порекомендовать, - разумный алгоритм действий. Сейчас не тот экономический период, когда, если предложили кредит, надо немедленно все подписывать, иначе потом не дадут. Сначала отправляется заявка на возможность получения кредита, потом вы получаете одобрение на кредит, а затем просите менеджера: «Дайте, пожалуйста, кредитный договор со всеми приложениями, которые мне придется подписывать. Я его заберу домой, где спокойно почитаю». Если в этом отказывают, то лучше на такой кредит не соглашаться, поскольку тут подвох.
Любимый «аттракцион» банков: напечатать договор мелким шрифтом. Не надо стесняться попросить: «Милая девушка, у меня плохое зрение. Чтобы сделать осознанный выбор, мне надо прочитать текст, который я буду подписывать. Распечатайте, пожалуйста, его нормальным четырнадцатым шрифтом». Если отказывают, то это тоже повод насторожиться".