Операции экстренные и круглосуточные
– В отделении проводится диагностика (коронарография) и стентирование коронарных сосудов сердца: мы выявляем сужения и бляшки сосудов, от которых бывает инфаркт, и вставляем в такие сосуды стенты (специальная упругая конструкция в форме цилиндрического каркаса), что обеспечивает расширение участка, суженного патологическим процессом, и позволяет сосудам работать нормально.
Первую операцию в Коломне я сделал 28 сентября 2015 года – это и был день открытия отделения. Сначала оперировали в тестовом режиме, а 12 июля 2016 года перешли на круглосуточную работу. За это время прооперировано около 1500 человек. Цифра небольшая, но мы потихоньку развиваемся, планируем свести смертность от болезней сердца в нашем регионе до минимума. Примерно 70% наших пациентов прооперировал я лично: в частности, я запретил оперировать без моего участия тяжелые случаи – если такого человека привозят, дежурный хирург вызывает меня, и мы вместе оперируем.
– Как к вам попадают больные?
– Больные попадают в экстренном порядке – из Коломны и еще 13 ближайших городов области. В Подмосковье существует пока примерно семь центров, подобных нашему, каждый в специальной программе указывает количество мест, которые свободны на данный момент. Если врач «скорой помощи», приехавший на вызов, ставит диагноз ОКС (острый коронарный синдром), он смотрит, в какой из центров везти пациента ближе. Больных к нам привозят круглосуточно, операции проходят в любое время дня и ночи.
Как проходит операция
Эндоваскулярная хирургия отличается тем, что все вмешательства производятся без разрезов - через небольшие проколы на коже (инструментом 1-4 мм в диаметре) под ангиографическим контролем в специальной рентгенооперационной. Наркоз при такой операции не требуется - выполняется только местное обезболивание в месте прокола сосуда (что позволяет делать операции пациентам с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, которым противопоказано операция коронарное шунтрование).
Операционный риск, болевой синдром, время восстановления после такой операции существенно ниже, чем при традиционной хирургии.
Больной получает небольшую дозу облучения при операции, что не страшно. А вот хирург получает ее несколько раз в день (в среднем в сутки проводится три-четыре операции). Поэтому врач, находящийся рядом с пациентом, надевает свинцовое снаряжение: жилет, юбку, ошейник и специальные очки (и все же голова, руки, частично ноги облучаются всегда). Этот «доспех» весит около 15 кг! В среднем операция длится около 40 минут, но в особо тяжелых случаях – до двух часов, и все это время хирург носит на себе свинец.
Спасают бесплатно
– Вы делаете плановые операции?
– Пока нет. Для этого необходимо выполнить некоторые условия, поставленные Минздравом, в частности, получить специальную лицензию. Мы надеемся получить такую лицензию ориентировочно к концу года.
– А платные операции?
– Не проводятся. Только в федеральных центрах. Если будет лицензия, я думаю, Минздрав будет выдавать нам квоту на плановые операции – они тоже будут бесплатными. Хочу подчеркнуть: операции бесплатные, по полису ОМС, нашими пациентами могут быть жители не только Коломны или ближайших городов, но и приезжие из других областей, оказавшиеся в нашем регионе.
– Стент – это на всю жизнь?
– Стент имплантируется в просвет сосуда. Его невозможно вытащить, поменять. Есть больные, у которых много сосудов находятся в зоне риска – их мы после стентирования инфарктозависимого сосуда отправляем в федеральный центр на шунтирование (открытая хирургия, если требуется операция на нескольких сосудах).
– А результат – тоже на всю жизнь?
– Если больному все сосуды исправлены с помощью стентирования, он не считается инвалидом, он здоров. Но атеросклероз - это процесс, который невозможно излечить, его можно лишь остановить на том уровне, на котором была произведена диагностика. Больной будет качественно жить отпущенное ему время, если будет постоянно принимать необходимые препараты, регулярно сдавать анализы, проходить обследования. Стент может прослужить много лет, если соблюдать рекомендации врача, но это не панацея, просто при выполнении всех рекомендаций меньше риск, что внутри стента будет развиваться бляшка. Возможно выполнение повторного стентирования.
Что такое инфаркт
Инфаркт миокарда - клиническая форма ишемической болезни сердца, возникающая при недостаточном кровоснабжении сердечной мышцы (миокарда), при котором клетки миокарда гибнут, создавая участок некроза (омертвения). Частота инфарктов растет с возрастом: у людей старше 50 лет инфаркт развивается в пять раз чаще, чем в более молодом возрасте. Инфаркт бывает чаще у мужчин.
Инфаркт возникает при резком снижении кровотока к сердечной мышце. Как правило, это возникает вследствие полной или частичной закупорки тромбом коронарной артерии. Тромб может возникать на месте разрыва так называемой нестабильной атеросклеротической бляшки, богатой воспалительными элементами. Также причиной тромба может быть эрозия стенки коронарной артерии.
Признаки острого коронарного синдрома (ОКС):
- боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки,
- боль отдает в левую половину шеи, нижнюю челюсть, левую руку,
- возможна локализация боли или дискомфорта в верхней половине живота,
- боли носят жгучий, сжимающий, давящий характер, могут быть похожи на изжогу (но после приема соответствующего препарата через 30 - 40 минут возникают снова).
Болевой синдром может быть связан с физической нагрузкой, приемом пищи, эмоциональным напряжением, но может возникать спонтанно.
Продолжительность болевого синдрома 5 - 20 минут, иногда больше.
– Многие пациенты говорят, что у них никогда не было таких болей, – рассказывает Гурген Айвазян. – Но ишемическая болезнь сердца не возникает за полгода-год, она идет по нарастающей. Когда-то в сосуде была бляшка размером 20%, постепенно она становилась больше и дошла до того уровня, когда он нее начал страдать кровоток в этом сосуде. Как это проявляется? Человек прошел, скажем, 200 метров – и у него что-то за грудиной сжалось. Он остановился буквально на 30 секунд, ему стало легче, он пошел дальше и не обратил на это внимания. А на самом деле это и был первый звоночек. Вот у больных сахарным диабетом этих болей действительно нет, они возникают, когда наступает критическое состояние сосуда – то есть предынфарктное состояние. Поэтому если появились хоть один раз боли за грудиной, обязательно нужно обратиться к врачу.
Что делать при обнаружении признаков ОКС:
- Прекратить физическую нагрузку, успокоить больного;
- усадить или уложить его;
- обеспечить доступ свежего воздуха, ослабить пуговицы, ремни, воротник;
- вызвать «скорую помощь»;
- дать одну таблетку нитроглицерина под язык или сделать одну ингаляцию под язык, в случае улучшения состояния повторять прием нитроглицерина каждые 10 минут до приезда «скорой» (при сильно пониженном давлении нитроглицерин принимать нельзя);
- быть готовым к реанимации до прибытия медиков: непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких.
Вечная учеба и огромная ответственность
Гурген Гендрикович Айвазян окончил Кубанский государственный медицинский университет, а также ординатуру и аспирантуру в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. В этом году планирует защитить кандидатскую диссертацию. По специальности работает девятый год.
Работал в Бакулевском центре. Два года назад ему предложили помочь открыть отделение рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения сердца в Коломне. Два месяца Айвазян приезжал сюда в определенные дни, пока аппарат работал в тестовом режиме, а потом решил остаться.
Женат. Двое детей. В Коломне живет на съемной квартире.
«Да, Москва – это другие деньги, но моя цель не деньги, мне интересно, я много сил вложил в это дело и хочу, чтобы уровень работы отделения был не ниже, чем в столице. Уже сейчас я могу сделать операцию любой сложности. За три-четыре месяца моей работы через меня прошло около десятка больных, которым было в операции отказано везде, в Москве в том числе. И мы их успешно оперировали, они сейчас живут нормально», – говорит Г. Айвазян.
Учитель Айвазяна – академик РАН Баграт Алекян, кардиохирург, профессор, главный специалист Минздрава России по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению.
«Я с детства знал, что буду кардиологом, – говорит Гурген Айвазян. - Не знаю, почему. В семье я первый врач, и никогда не буду настаивать, чтобы мои дети стали врачами: это очень ответственная работа, это вечная учеба и постоянное развитие, это сложная работа с людьми и огромная ответственность».
Печатную версию читайте в свежем номере "Ять"