В сентябре 1941 года в доме отдыха НКВД, располагавшемся в коломенском селе Северском, была открыта разведывательно-диверсионная школа. На ее подготовку чекистам понадобилось восемь (!) дней. Преподавателей набрали из лучших бойцов истребительных батальонов* и сотрудников НКВД. На командные должности назначили строевых командиров с военной подготовкой и боевым опытом.
Было набрано 162 курсанта – две роты. Выпускники должны были в совершенстве овладеть холодным и автоматическим оружием, всеми средствами подрывного искусства – всего за 10 - 20 дней. Для практических занятий были оборудованы склады взрывчатых веществ, стрельбище, специальное подрывное поле. В спецмастерской и химической лаборатории учили делать разные виды взрывных устройств (с которыми бойцы потом и отправлялись за линию фронта).
С бойцами вели и воспитательную работу – с каждым индивидуально, ведь многим из них предстояло действовать в одиночку на территории врага.
Школа просуществовала недолго: в октябре, в связи с изменившейся обстановкой на фронте, ее перевели под Орехово-Зуево. Из 71 выпуска курсантов первого военного года только один отучился под Коломной. 14 октября 1941-го их сформировали в группы по пять - восемь человек и направили в распоряжение райотделов НКВД. Будущие диверсанты-подрывники должны были знакомиться со своими районами, готовить базы. Диверсии на шоссейных и железных дорогах, разрушение промышленных объектов, уничтожение автотранспорта – такими были их задачи. Первых выпускников школы получили партизанские отряды 30 районов, не считая тех групп, что ушли в "одиночное плавание".
Взрыв в Полянах
О появлении под Коломной немецких диверсантов достоверных сведений нет, но корреспонденту "Ять" довелось побеседовать с человеком, который утверждает: его дед ловил диверсантов под Коломной.
Игорь Косовский рассказал о тех воспоминаниях, которые хранит его семья: его мать и дядя были в войну детьми, но запомнили один рассказа деда, Павла Тимофеевича.
До войны и в первые годы войны Павел Фетисов работал милиционером. В 1942-м он ушел на фронт добровольцем и 17 января 1943 года погиб в боях под Туапсе. Пехотинец-пулеметчик, сержант Фетисов был тяжело ранен в грудь и скончался в госпитале.
А вот что сохранила память его сынишки, подслушавшего однажды, как вернувшийся с работы отец "за чаем" (в маленькой квартирке была всего одна комната и не было отдельной кухни) обсуждал с коллегой только что произошедшее событие.
Зимой 1941-го (возможно, это была поздняя осень: в тот год уже в ноябре стояли 20-градусные морозы) группа коломенских милиционеров была направлена для поимки диверсантов. Как гласит легенда, они скрывались в подземных ходах за Москвой-рекой.
Милиционеры преследовали группу диверсантов, посланных взорвать мост, в районе Ларцевых Полян. Отступая, вражеские лазутчики засели в сторожке лесника и держали оборону. Во время боя Павел Фетисов с гранатой подполз к избушке. Бросок был удачным – сторожка разлетелась по бревнышку, и, обсуждая этот взрыв, они с коллегой предположили, что силу его увеличила взрывчатка, которую несли на задание диверсанты.
Неизвестно, насколько точно сохранила детская память этот эпизод, но вот что писал об этом периоде генерал-полковник немецкой армии Гудериан, наступавший на Москву: "17-го (ноября) мы узнали, что в секторе Узловой появились части из Сибири и продолжают прибывать по железной дороге в районе Рязани и Коломны… Днем 23 ноября я решил нанести личный визит командующему группой армий "Центр"... Я рассказал фельдмаршалу фон Боку, сколь тяжело положение 2-й танковой армии… В своем ответе он …приказал продолжать наступление… и указал при этом, что железная дорога Рязань - Коломна обязательно должна быть разрушена". Из книги Г. Гудериана "Воспоминания немецкого генерала".
По свидетельству некоторых историков, для выполнения этой задачи были заброшены несколько диверсионных групп, ни одна из которых не вернулась. Возможно, на пути их встали такие же защитники Отечества, каким был Павел Фетисов.
*Истребительный батальон – добровольческое военизированное формирование граждан, владеющих оружием, не подлежавших первоочередному призыву, созданное для борьбы с диверсантами, шпионами, пособниками немцев, дезертирами, бандитами, мародерами и пр. в тылу армии.
Фото: из личного архива Игоря Косовского
Печатную версию читайте в свежем номере "Ять"