Руководитель Центра русской воинской культуры «Святогор» Александр Егоров:
- Учился я в 26-й школе, которой давно уж нет (сейчас это МФЦ). Как сейчас помню: сентябрь, цветут георгины выше нашего роста, и большая толпа маленьких людей с портфельчиками и с мешочками со сменной обувью по улице Коломенской направляется «первый раз в первый класс». Классы были большие, по 28 - 30 человек, парты массивные, деревянные и разноразмерные.
Меня посадили за парту с девочкой, и тут выяснилось, что мы с ней родились в один день. Я на нее посмотрел первый раз, так сразу и влюбился на всю школу. У нас была очень хорошая учительница - Маргарита Леонидовна Симоянова. После начальной школы она осталась нашим классным руководителем. У нее была идея провести хотя бы один класс от начала и до конца, и у нее это получилось. Она была нам как вторая мама.
Первые воспоминания об уроках - это прописи и вечно грязные от чернил пальцы. На каждой парте стояли чернильницы-непроливайки, ручки обязательно деревянные и обязательно с пером № 11... Почерк нам ставили достаточно долго - учили писать с нажимом, аккуратно. Перо не дает соврать. Только при правильном написании буква может получиться красивой. Оценки ставили красными чернилами. Открываешь тетрадь, а там «пятерка», такая красивая! «Двойки» же казались зловредными.
В школе мы почти все знали друг друга, так как росли в одном районе. Утром по дороге всех созываешь: «Эй, Ванька, Наташка, выходи, пойдем в школу!» К школе подходила уже толпа из 10 - 15 человек. Иногда дрались мешками со сменной обувью. Примечательно, что подобное мы практикуем и в ратоборствах, только применяем специальные мешки для рукопашного боя.
Нельзя не вспомнить школьный буфет! Главное лакомство - это булочка за четыре копейки, разрезанная посередине, и в нее вставлен кусок колбаски. Получалось что-то вроде гамбургера того времени.
Когда стал чуть постарше, не терпелось узнать, сколько осталось времени до конца урока. Часов ни у кого не было, это была дорогая вещь. Я приспособился в солнечный день по тени на сарае определять время. Дойдет до замка - значит, прозвенит звонок с первого урока, опустится до третьей балки - со второго. И так до конца дня.
Перемены были веселыми. Мы кидались тряпками или делали голубей из бумаги - это русское оригами было очень распространено в школе. А еще все умели складывать бумажные пистолеты, чертиков, самолеты нескольких вариантов, кораблики, динозавров или мужичка с гармошкой. Правда, к концу дня в тетради оставалось не двенадцать листов, а восемь.
Запомнилась молодежная акция в 1967 году, посвященная 50-летию Октябрьской революции, - большое факельное шествие всех школьников города. К этому мероприятию долго готовилсь: собирали консервные банки, крепили ветошь на палку, делали пропитку.
Мальчишки на уроках труда делали факелы для всей школы. И вот вечером все двинулись огромной огненной рекой к главной площади. Все улицы были заполнены огоньками. А потом в стену заложили капсулу с посланием комсомольцев потомкам, которую должны вскрыть уже в следующем году.
Запомнились уроки французского. Учительница на уроке читала захватывающую книгу. На втором уроке то же самое, но несколько фраз она произносила по-французски. В контексте мы их понимали. А к концу года уже около 50% текста она читала на французском, и мы все схватывали!
Раньше была комплексная система образования и воспитания, как одно целое, не отделимое друг от друга. Были в то время и дворовые законы, по сути - рыцарские кодексы: нельзя было обижать слабых, нападать толпой на одного и т. д. Только защищая девушку, ты имел право с точки зрения уличной этики достать оружие. А если кто-то нарушал уличный закон, били свои же, дабы неповадно было.
На улице все были равны, никогда не возникало вопросов, у кого какой достаток. Все одинаково бегали на речку с удочками. И это то, что мы сейчас потеряли и долго не сможем обрести вновь...
Всем ученикам хочется дать напутствие словами Высоцкого: «Будьте сильными, смелыми и добрыми». Это вечные качества, которые стоит в себе воспитывать. Да, в жизни часто в схватке рыцаря и подлеца выигрывает подлец, но ведь история помнит рыцарей, а не подлецов. Поэтому главное пожелание - придерживаться вечных истин. А родителям хочу сказать просто: растите героев. Историю пишут герои.