Алексей Чиненов достает из портфеля свои необычные ноты, в которых нет ни одного нотного знака, а только список сцен, напротив которых пометки - удивление, разочарование, злость, радость и так далее. С помощью искусства тапера беззвучные страсти превращаются в увлекательное кино, причем все это сплошная импровизация, которой Алексей владеет на самом высоком уровне.
Идея показать немое кино в Коломне, которая потом вылилась в целую коммерческую программу, принадлежит профессору ГСГУ Владимиру Викторовичу. Услышать тапера Алексея Чиненова можно в доме Лажечникова, где проходит показ старого черно-белого фильма «Ледяной дом», снятого по одноименному роману. Полчаса увлекательной импровизации дополняют образы немого кино, заставляя зрителя сопереживать героям произведения.
«Понимаете,
импровизация - это дыхание, - говорит Алексей. - Смотришь на экран и тут же, на
ходу, подбираешь мелодию, сочиняешь. Каждый раз одна и та же сцена может быть
сыграна по-разному, что в голову придет - одному Богу известно». Как он
говорит, есть кое-какие методы и каноны, многое дает тренировка, но если нет
таланта импровизатора, то невозможно компенсировать его отсутствие опытом.
Началась творческая карьера Алексея со случая, когда ему пришлось часов двадцать аккомпанировать без нот на занятиях по танцам. «Нужно было репетировать, а нот нет. Я им говорю: напойте или настучите, а я подберу», - вспоминает он. Когда ноты принесли, они уже были ему не нужны.
«А вообще мои
занятия музыкой начались с того, что в раннем детстве мне просто хотелось
играть. Позже, в подростковом возрасте, конечно, хотелось не учить гаммы и
этюды, а проводить время, как другие сверстники. Но то, что исполнение
получалось у меня лучше, чем у одноклассников по музыкальной школе, все же
определило выбор профессии, - говорит музыкант. - А семья моя была самой
обычной, без «культурных» корней. Мама всю жизнь проработала заточницей, а отец
был инженером. Может, они и хотели бы получить музыкальное образование, но
тогда это было невозможно...»
Алексей может не
только сам импровизировать, но и произведение переписать в любом стиле,
учитывая индивидуальные особенности пианиста. Правда, перенесенный инсульт
подорвал здоровье музыканта. А раньше, после окончания музыкального училища,
Алексей Чиненов мог играть по несколько концертов в день: и в городе, и в
районе. Сейчас он работает в ГСГУ пианистом на факультете физической культуры
и спорта... Вообще, как утверждает, все что было в его жизни, - это случайное
стечение обстоятельств. Волей случая пришла к нему и профессия тапера.
«У меня было
всего трое учеников - просто некогда было заниматься преподаванием. Зато очень
повезло с учителями, - говорит музыкант. - Екатерина Михайловна Абрамовская,
Валентина Павловна Фролова, Всеволод
Валерьевич Воскресенский, Нина Михайловна Садовникова и другие - это серьезная
старая школа. Понимаете, ничего ведь не изменилось, и то, что накоплено за
двести и более лет, актуально и сейчас. Ведь ноты - это отправная точка, то, от
чего мы отталкиваемся, чтобы создать музыкальное произведение».
Принт-версию читайте в ближайшем номере "Ять"