Мечтал стать танкистом...
Осень 1941 года. Немецко-фашистские войска все ближе подходили к Москве. По решению правительства Коломенский машиностроительный завод имени В.В. Куйбышева эвакуировали в город Киров. Дружная семья Дашковых распалась. Глава семьи Иван Евтеевич уехал с заводом. Его старший сын Анатолий ушел на фронт, вслед за ним в армию взяли Евгения. Третьему сыну, Николаю, было всего 15 лет. Он не поехал с отцом, остался дома за старшего: в деревне Солосцово Коломенского района жили мать и два его брата. И еще была мечта у Николая - стать танкистом, чтобы воевать с фашистами на грозной «тридцатьчетверке». Поэтому и решил пока освоить профессию тракториста.
Пришел в Кировскую МТС Коломенского района. Механик, узнав, что Николай токарь, сразу приставил его к станку: рабочих рук не хватало, а нужно было ремонтировать технику. Вот и пришлось готовить детали. В свободное время учился водить трактор. Освоил его быстро - в технике Николай разбирался, старенький мотоцикл отца знал до винтика. И отправили его на полевые работы. В те далекие дни исполком райсовета и райком ВКП(б) выдали Н.И. Дашкову документ, удостоверяющий, что он «выполнил взятые обязательства в соревновании по профессии с/х работ 1943 года, за что ему присвоено звание лучшего тракториста Коломенского района».
Однажды вечером случилось несчастье. Дашков работал с двумя девчонками-трактористками на осенней пахоте у села Карасево. Забарахлил мотор. Николай остановил трактор, нашел неисправность. А когда налег на заводную ручку, она выскользнула из пальцев и, с силой отпрянув в обратную сторону, ударил парня по правой руке чуть ниже локтя. Рука повисла, как плеть: перебитая кость выпирала из-под кожи.
Месяц пришлось ходить в гипсе, а когда вылечился, получил повестку из военкомата - его призывали в армию.
После службы - в токари
Но в танкисты Николай Дашков не попал, несмотря на настойчивые просьбы. Его направили в железнодорожные войска. Окончил сержантскую школу, потом сам обучал молодое пополнение. По ночам по тревоге прочесывали близлежащий лес - диверсантов ловили. Основная задача солдат заключалась в том, чтобы ремонтировать пострадавшее от боевых действий железнодорожное полотно, поддерживать его постоянно в рабочем состоянии.
После семилетней отлучки, демобилизовавшись в звании старшего сержанта, Николай Дашков вернулся в родные края.
«Чем заняться хочешь, Коля?» - поинтересовался отец, один из лучших токарей Коломзавода. «Хотелось бы на завод, к тебе в цех». Однако в отделе кадров огорошили: «Токари нам не нужны». Пришлось обратиться к директору завода К.К. Яковлеву. С его разрешения приняли Николая Дашкова на работу и направили в цех, где трудился его отец. Он же и стал учителем молодого станочника. Но вместе работать пришлось недолго - отец тяжело заболел. «Вот мой станок, Коля, передаю его тебе. Служил он мне честно с 1933 года. Будешь бережно к нему относиться, так он и тебе службу сослужит не одно десятилетие», - дал наставление Николаю отец. Слова отца оказались пророческими. На том станке Николай Иванович работал до ухода на пенсию. За эти годы обработал тысячи коленчатых валов для дизелей различных наименований. И доверяли ему самые ответственные, самые сложные операции, потому что знали: Дашков не подведет.
В День Победы Николаю Ивановичу Дашкову, здравствующему и поныне, исполняется 90 лет. Редакция «Ять» желает ему доброго здоровья!
Информация предоставлена дочерью Н.И. Дашкова