Засыпать, нельзя оставить
Производство кирпича начинается с добычи глины. Существует несколько технологий этого процесса. Можно годами разрабатывать один и тот же карьер, все больше его углубляя. Иногда применяется ручная добыча материала для кирпича, а в случае если залежи глины особо плотны, используется взрывной способ. После большинства таких методов в верхнем слое земли остаются глубокие «раны» и этот участок уже не может использоваться под пахотные земли или пастбища - вряд ли на нем что-то вырастет.
Чтобы подобного не происходило, существует еще одна технология добычи глины - с засыпкой выработанного пространства, последующей рекультивацией и передачей земли для использования в сельском хозяйстве.
Ясное утро. Мы с фотокорреспондентом приехали на Карасёвский керамический завод знакомиться с азами добычи глины. Экскурсию по карьеру для нас проводит начальник карьера ЗАО ПО «Карасёвский керамический завод» Алексей Алексеевич Сафонов. Техника уже на месте и на наших глазах снимает верхний слой земли - так называемый «вскрышной слой» толщиной около 40 см. После этого специалисты начнут разработку карьера. По завершении работ снятый плодородный слой земли засыплют на прежнее место, и вскоре здесь вновь вырастут травы и цветы.
- Видите вдали зеленый лужок? - спрашивает Алексей. - Несколько лет назад в том месте добывали глину. Сейчас земля отдана под пастбища. То же самое будет и с этим карьером, на котором мы сейчас находимся.
Раскопка - дело непростое
- Раскопка карьера ведется не просто «где захотели, там и копаем», - продолжает Алексей Сафонов. - Существует определенная документация, по которой мы работаем, а за соблюдением необходимых требований строго следит Госгортехнадзор. Перед началом добычи приезжают специалисты из этой организации и подробно изучают местность. После этого они выдают нам карту с нанесенной на ней сеткой, а на том месте, где мы предполагаем вести добычу, берутся пробы глины. И только потом, когда специалисты с Керамзавода убедятся в хорошем ее качестве, начинаются раскопки. Какой будет глубина карьера, опять-таки определяется по технологической карте и сетке: в одном месте это три метра, в другом - пять, в третьем - два, то есть всегда по-разному.
Здесь - глыбой, там - крошкой
Для съемки процесса рекультивации нужно пройти до места засыпки земли. Передвигаемся по глиняному полю, перепрыгивая через отдельные непросохшие его участки.
- Начало и конец работ по выбору глины зависят от погоды и от того, подсохла ли земля, - комментирует Алексей. - В прошлом году мы начали добывать 3 апреля, в этом - только 22-го. Заканчиваем тоже по-разному. В 2008-м работали почти до декабря. При минусовой температуре глину не добывают - она становится очень глыбистой, а значит, непригодной для производства.
В сезон работы ведутся с семи утра и до девяти вечера. Глину достает из карьера одноковшовый экскаватор, способный за один раз поднять 1,7 кубометра, и грузит ее в самосвалы. Те, в свою очередь, перевозят глину на завод. Ежедневно на карьер выезжают 20 грузовых машин, каждая из которых может вывезти более 12 кубометров глины. Они делают до 20 рейсов в день от места добычи и до Карасёвского керамзавода, где глина сгружается в один огромный «конус». Вслед за грузовиками следуют уборочные машины: поливальная и трактор, оснащенный автощеткой. Благодаря этой технике дорога, по которой проходит перевозка, всегда остается чистой. После того как с карьера добыто запланированное количество глины, заготовленные при вскрыше земли (снятие верхнего слоя) валы накладывают тем же слоем, которым снимали.
Добыли - надо полежать
Всю добытую глину свозят в «конус» - это огромная насыпная пирамида. Здесь она должна не менее полугода вылежаться. Бока «конуса» аккуратно заглаживают и на зиму укрывают опилками. Их слой тоже строго определен: в декабре-январе толщина составляет 40 см, в феврале-марте - до 60 см. Лобовую часть «конуса» укрывают утепляющими матами. Таким образом, чтобы взять необходимое для производства кирпича количество материала, с «конуса» убирают маты и многоковшовый экскаватор снимает слой уже высушенной рассыпчатой глины. Она, в свою очередь, засыпается в грузовик и отправляется на производство.