Мария Батурина – художник из Санкт-Петербурга, победитель Международного конкурса Арткоммуналка 2015, представляет свой новый проект «DIURNUM» (DIURNUM - дневник, журнал, однодневный паёк – в переводе с латинского).
Результатом работы Марии в коломенской арт-резиденции, во время которой художница познакомилась с частным архивом, дневниковыми записями и фотографиями, найденными в старой квартире с пожухлыми обоями, появилась книга, выстроенная по законам театра абсурда, как отсутствующий диалог матери и сына, авторов-создателей этого архива. Сын, сотрудник лаборатории Института экспериментальной медицины, занимается патологией клетки, и сделанные им в научных целях фотографии – электронограммы клеточных структур – лежат в основе визуальной рифмовки.
Завораживающий образ экспериментально заражённых клеток накладывается, как прозрачный негатив, на другие архивные материалы: на групповые снимки матери, любительские пейзажи сына, на слова-записи-монологи – её и его… Но клетка – это ещё и западня, мировоззренческий выбор-тупик, добровольная камера безысходности, замкнутый круг жизни, превращённой в бедствие. Потому что «невозможно выбраться из придуманных ситуаций». Нескончаемые бытовые скорби матери, с одной стороны, и монологи философа-пропойцы ерофеевского масштаба, её сына, с другой, рисуют картину страдания как главного содержания и наивысшего оправдания жизни. Попытка героя даже «сделать из своих страданий отраду и опору» неожиданно воскрешает в памяти подвиг врачей, прививавших себе заболевание для его исследования: именно таким способом, но с использованием животных, вырабатываются и вакцины, спасительные для других...