Вахта «Суворова» в этом году стартовала 9 апреля. За Вахту поднято 156 бойцов, найдено 29 смертных медальонов, из них прочитаны 12 штук, еще 2 - частично.
Вот уже много лет отряд ездит в Ленинградскую область на знаменитый Невский пятачок и Синявинские высоты, где долго шли кровавые бои в ходе прорыва блокады Ленинграда. Точное число потерь не определено, однако счет идет на сотни тысяч бойцов. До сих пор на болотах Ленобласти лежат многочисленные незахороненные «верховые», как их называют поисковики, солдаты - они скрыты лишь мхом и растительностью, но не землей. А сколько еще лежит в земле!
В этом году перед юбилеем Победы велась реконструкция мемориала «Невский пятачок». В ходе нее было решено облагородить и дорожки - поставили бордюрный камень, и, прежде чем засыпать дорожки гравием, попросили поисковиков посмотреть местность на предмет останков. И оказалось, что под дорожками, по которым многие годы ходили делегации к мемориалу, лежат бойцы. Из-под дорожки «суворовцы» подняли лежавших неглубоко трех морпехов (определили по пуговицам). У одного из них был смертный медальон, но он был расколот, имя моряка осталось неизвестным. Рядом лежали еще два бойца, род войск которых определить не удалось. А у мемориального камня, то есть перед ним - на том самом месте, где обычно останавливались люди, чтобы почтить память павших (где-то там стоял и президент, самолично приезжавший на Невский пятачок), обнаружилось санитарное захоронение, а в нем - 26 бойцов.
«Конечно, прежде чем устраивать мемориал, надо было сначала обратиться к поисковикам. Погибшие там везде - это же Невский пятачок», - говорит Ольга Стружанова. К слову, на Невском пятачке лишь по официальным данным погибли более 50 000 наших солдат и офицеров.
За эту экспедицию поисковому отряду удалось обнаружить четыре награды: орден «Знак почета», медаль «За оборону Ленинграда», знаки «За Хасан 1938 года», «Ворошиловский стрелок». Такие находки - всегда радость, так как есть шанс по ним назвать имя бойца.
Орден «Знак почета» принадлежал, как уже выяснили поисковики, офицеру Петру Ивановичу Рыбкову, уроженцу Саратовской области. Нашли орден случайно, когда поднимали другого бойца из воронки. Сделали отводной канал, чтобы осушить воронку, и когда рыли канал, наткнулись на части кожаной куртки. Подняли ее, открыли, а к куртке привинчен орден «Знак почета». Это не боевая и достаточно редкая награда. Вручалась она с 1935 года за выдающиеся заслуги в научно-исследовательской, социально-культурной, спортивной и общественной деятельности, а также за проявления гражданской доблести. В центре ордена - рабочий и крестьянка. «В лесу стояло «ура!», когда нашли орден, - говорит Ольга Стружанова. - У нас это уже четвертый «Знак почета»». Кстати, поисковики уже отыскали и роственников Петра Рыбкова. «Отрадно, что пять бойцов в этом году отправятся на родину, - добавляет командир поискового отряда. - Перед самым нашим отъездом из экспедиции приехали родственники одного из бойцов из Пермской области и забрали останки для захоронения».
В этом году к отряду «Суворов» присоединились датчане. Ольга Стружанова рассказала, что в прошлом году к ним во время экспедиции приезжала семейная пара из Дании. Они побывали на церемонии «Последний строй», всегда предшествующей захоронению, увидели находки, полевой музейчик, который поисковики ежегодно разворачивают для местных детдомовцев... Датчане были в восторге от увиденного и опубликовали заметку в местной газете. В этом году на Невский пятачок приехала уже целая команда датчан - участвовать в работе. По словам Ольги Стружановой, гости полностью испытали на себе все тяготы поиска: заливали сапоги в болоте, мокли под дождем и были побиты градом - погода в этом году была на редкость мерзкой. Иностранцы увидели, как поднимают верховых бойцов на болоте, сами поучаствовали в раскопках. На их глазах был найден один из смертных медальонов и с помощью «Фотошопа» прочитан - вот бумажка пустая, а вот на ней уже проступают буквы. При них же были найдены родные бойца... В общем, датчане чрезвычайно темой прониклись, восхищались также, что среди поисковиков много молодежи. Благодарили за опыт и обещали приехать в следующем году.
Ольга Стружанова рассказала, как датский журналист, провалившись в болотную жижу, вдруг начал дико хохотать - то ли от новизны ощущений, то ли от накопившегося стресса...
Как уже было сказано, погода в Ленинградской области этой весной была отвратительной. «Впервые за 15 лет такое!» - смеется Ольга Стружанова. Штормовой ветер опрокидывал даже большие деревья. И под ними, а иногда и в корнях, тоже обнаруживали бойцов. Один из них лежал практически на упавшем дереве - оно разбросало останки. Поисковики обнаружили его ложку и расческу. А вот смертного медальона не было - видимо, дерево «стряхнуло» его при падении. «Хотя практически все бойцы, которых мы там обнаруживали, с медальонами». - утверждает Ольга Стружанова.