Расчет на неловкость. Не всегда разная цена на один и тот же товар в ценнике и на кассе — это случайность. «Расчет идет на то, что человек, отстояв очередь в кассу, не пойдет менять товар на более приемлемый, чтобы терять время в очереди еще раз. Даже поняв, что стоимость, указанная на ценнике, отличается от цены, озвученной кассиром», - говорит специалист И. Есина. Часть покупателей, столкнувшись с такой «разницей», либо не хочет тратить время и нервы на разбирательства, либо испытывает элементарную неловкость, не решаясь устраивать конфликт «за три рубля».
Плавающая цена. Типичная уловка, по словам специалиста Роспотребнадзора, - «плавающая дневная цена», указанная на ценнике в торговом зале. «Обычно она действует до определенного часа, а потом сменяется на «вечернюю». Но покупатель об этом обычно узнает тоже только на кассе или уже дома», - говорит И.Есина.
К тому же разряду относятся ситуации, связанные со специальными цены и скидками. Забыли убрать скидочный ценник или акция относится только к части товаров, куда выбранный вами йогурт не входит. Выясняется это, как правило, уже на кассе.
Аферы на кассе. На кассе хитрости маркетинга проявляются в полную силу. «Один товар на кассе пробивают несколько раз, либо пробивают завышенную цену («лишнюю» цифру) или вообще - несуществующий товар», - говорит И.Есина. - Обычно это объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов». Вероятность обсчета, по опыту специалиста, резко возрастает при введении штрих-кода в кассовый аппарат вручную.
Подарочная упаковка. «Бывает, что на полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка «Столичная» в подарочной упаковке стоит 150 рублей, а без нее - 70. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему ее пробивают как подарочную, - рассказывает специалист. - На чеке в графе «наименование товара» и в том, и в другом случаях указывается просто водка «Столичная».
Подмена товара. Это нарушение широко распространено в мелкооптовых магазинах, или при оплате по безналичному расчету. «Сразу после оплаты товара клиент выясняет, что он «в данный момент отсутствует на складе», а поскольку оплата уже произведена, то производится замена товара на «наиболее подходящий». В случае если подмененный товар стоит дешевле, разницу покупателю никто не погашает. При этом никакой информации о наличии товара на складе потребителю не предоставляется», - констатирует специалист.
Кроме того, обратите внимание:
* Расфасованные в супермаркетах товары зачастую оценивают не по массе нетто, а по массе брутто. Это значит, что вы платите также за вес упаковки по цене товара, упакованного в нее.
* В расфасованных в супермаркетах товарах часто не хватает веса, даже сотни граммов. Продукты ссыхаются, и в результате упаковка тех же бананов с надписью 1 кг тянет не больше чем на 900 г. Поэтому не стесняйтесь перевесить расфасованный товар.
* Сбыт товаров с заканчивающимся сроком годности. Бывают случаи, когда на такие товары просто клеят новые этикетки или заменяют упаковку с более «свежей» датой. Как правило, залежалый товар кладут сверху и поближе к покупателю.
* Бьющийся товар, который плохо расходится или у которого заканчивается срок годности, ставят в неустойчивом положении на самый край полки, где велика вероятность его задеть. Как вы думаете, кто будет платить за разбитую бутылку?