Валентина Заботкина пишет, что прочитала книгу В.В. Познера «Прощание с иллюзиями» и узнала много нового. «А самое интересное - школьная библиотека в Нью-Йорке в начальной школе «Сити энд Кантри», - продолжает она. - Вот слова автора об этой школе и ее библиотеке: «Школа эта отличалась тем, что учителя не только любили детей, но и знали, как обращаться с ними». Уроки художественной литературы (и это в начальной школе!) проводились в школьной библиотеке. В. Познер описывает эти уроки так, что я будто была в это время там и все видела сама. Дети входят в библиотеку, сняв обувь. В носочках идут по ковру к полкам и сами берут книгу, которую захотят. С книгой маленький человечек залезает в кресло с ногами, усаживается там в удобной для него позе и читает. Начинается таинство, волшебство... Важно: никто книг не выдает, не записывает, ничему не учит. Работают книги. Они учат! Библиотекарь смотрит на читающих детей. А если кто-нибудь задерживается у книжной полки, «библиотекарь подходит, нагибается и с заговорщическим видом шепчет на ухо: «Тут есть книжечка одна... советую тебе взять ее, пока не схватил кто-нибудь другой. Хочешь?» Понятно, что библиотекарь незаметно иногда направляет чтение мальчика или девочки. Да и сама библиотека школы формировалась думающими ответственными людьми, наверное. Вот я и подумала: нам бы перенять такое чудо!».
Валентина Заботкина считает, что наши школьные библиотеки лишь распределяют учебники. Но за них эту работу вполне могут сделать школьные сторожа, технички, наиболее активные члены родительского комитета. «А как дети связаны со школьной библиотекой? Никак, - считает читательница. - Хотите верьте, хотите нет. Есть у нас мальчики и девочки (и их немало!), которые за 11 школьных лет ни разу не были в школьной библиотеке. Ни разу!»
А ведь и в наших школах, утверждает Валентина Заботкина, можно сделать так, чтобы библиотеки выполняли свою основную функцию - прививали любовь к чтению художественной литературы. «Без преувеличения скажу, что, превратив школьные библиотеки в распределитель-склад учебников, мы потеряли 50% успеха школы в деле формирования человеческой души, - пишет она. - Когда я работала в школе учительницей русского языка и литературы, я водила своих учеников на специальные уроки в разные библиотеки, в типографии, возила на родину Сергея Есенина и других писателей. Думаю и знаю, что такую работу делают и другие учителя-словесники. Но все этого мало! А ведь целое море знаний и добрых чувств в детях могут наполнить школьные библиотеки, особенно уроки чтения художественной литературы в них».