ОФИЦИАЛЬНО
С начала кризиса из 56 организаций Подмосковья уволены почти 4500 человек, 15 тыс. работают неполный рабочий день. Об этом сообщает Министерство промышленности и науки Московской области.
В настоящее время более 15 тыс. человек на 13 предприятиях Подмосковья заняты неполное рабочее время. Самые крупные из них - Коломенский завод, мебельная компания «Шатура», Ликинский автобусный завод. Более 200 человек отправлены в отпуска без сохранения заработной платы, у почти 700 работников зарплата при уходе в вынужденный отпуск сохранена лишь частично. За полгода с начала кризиса из 56 организаций уволены около 4500 человек. Третья часть из них уже трудоустроена, 10% ушли на пенсию по старости, с остальными работают службы занятости и службы по переподготовке кадров.
ФАКТЫ
Мы обратились за комментариями к дирекции Коломенского завода. На наши вопросы ответил начальник отдела информации и связью с общественностью ОАО «Коломенский завод» Екатерина Бычкова.
- Каким образом сегодня финансовый кризис отражается на работе Коломенского завода? Сформирован ли портфель заказов на текущий год?
- В целом по холдингу в связи с падением объемов железнодорожных перевозок объем заказов со стороны основного заказчика ОАО «РЖД» снизился на 30% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом. Снижение заказов происходит также на коммерческом и экспортном рынках. Существенно осложняет работу предприятия рост цен на 26-27% на энергоносители. Закупочные цены на сырье и материалы уже выросли на 4,2%, и прогнозируется дальнейшее их повышение. Серьезно сказывается на себестоимости продукции приобретение импортных комплектующих. Стоимость привлекаемых финансовых средств увеличилась с 9,5-10% до 20-21%. Тем не менее портфель заказов Коломенского завода на текущий год сформирован. Производственные задачи очень серьезные - мы должны изготовить товарной продукции на сумму более семи миллиардов рублей.
- С марта предприятие работает в режиме укороченной рабочей недели. Чем обусловлено такое решение?
- В условиях резкого падения заказов Коломзавод, как и другие предприятия, вынужден сегодня реализовывать антикризисные мероприятия, в числе которых - минимизация издержек, жесткая экономия всех видов ресурсов. К сожалению, наряду с другими мерами мы вынуждены минимизировать и расходы на персонал, снижая фонд оплаты труда, на энергетику, ремонтные работы, управленческие и транспортные расходы, услуги связи доля которого в себестоимости продукции очень велика.
Численность работников предприятия на начало 2009 года составляла 8210 человек. В текущем году запланировано сокращение 600 штатных единиц, из них 400 - из категории РСС (руководители, специалисты, служащие), 200 - вспомогательные рабочие. По согласованию с комитетом профсоюза машиностроителей было принято решение о переходе на неполную рабочую неделю (три-четыре рабочих дня) в зависимости от подразделения и профессии. Мы должны быть готовы к тому, что подобный режим работы сохранится до конца текущего года. Решение непростое, но необходимое, чтобы выстоять, не потерять основную часть коллектива, сохранить его работоспособность в настоящем и будущем.
- Планируется ли еще большее сокращение кадров?
- Квалифицированные работники были и будут востребованы на предприятии всегда. Еще один важный аспект, касающийся молодежи. Мы, несмотря на все сложности, обязаны думать о будущем. И хотя прием сотрудников на предприятие приостановлен, мы будем набирать учеников рабочих и продолжать подготовку студентов в вузах. Система внутрифирменного обучения позволяет работникам осваивать дополнительные профессии. Совместно с городскими властями и Центром занятости прорабатывается вопрос опережающего обучения и организации общественных работ.
- Как, по-вашему, будет развиваться ситуация дальше?
- Руководство Коломенского завода и холдинга ведет активную работу по обеспечению загрузки и работоспособности предприятия. Эти вопросы рассматриваются еженедельно на совещаниях у генерального директора предприятия. Безусловно, некоторые решения, такие, как сокращенная рабочая неделя, очень болезненны для коллектива, но это вынужденный и оптимальный путь, позволяющий не допустить остановки завода в сложившихся условиях.
КОММЕНТАРИИ
Один из работников предприятия, пожелавший остаться неизвестным, поделился своими мыслями по поводу ситуации на заводе:
- Ухудшение материального положения уже почувствовали все работники Коломзавода, получив зарплатные квитки за март, отработанный большинством цехов и служб по 3-дневной рабочей неделе. Усугубляется ситуация еще и тем, что имеют место задержки с выплатами до двух недель.
Коммунальные и транспортные тарифы выросли, дорожают услуги связи, продукты и лекарства. На этом фоне может статься, что завод потеряет наиболее квалифицированные кадры, которых и сейчас остро не хватает - как рабочих, так и ИТР.
Что касается усилий дирекции удержать сотрудников - я отношусь к этому скептически, видя реальную ситуация. Пока это пустые декларации. Возможно, этому препятствует политика Трансмашхолдинга, в состав которого входит завод.
Люди уходят, в том числе высококвалифицированные сотрудники, и в дальнейшем эта тенденция будет только нарастать.
Заказы РЖД падают - это факт. Но скажите, когда развалятся конструкторско-технологические службы завода, кто будет разрабатывать и производить новые локомотивы и дизеля? Безусловно, западные компании с большим удовольствием придут на наш рынок. Однако железнодорожный транспорт является стратегическим, особенно в условиях необъятных просторов России.
С экранов телевизоров до нас доводят, что выход России из кризиса - в развитии реального производственного сектора, в инновационных технологиях. Но как-то эти призывы руководства страны доходят на места в совершенно извращенном виде - производство хиреет, практически не обновляется, кадры уходят. Может, в РЖД и Трансмашхолдинге другие телепрограммы смотрят? Да мы скоро напрочь потеряем те технологии, которые имеем, а восстанавливать придется очень и очень долго! Или превратимся в заштатное отверточное производство западных (или китайских) локомотивов и силовых установок. Чего очень бы не хотелось...