19-20 сентября в Ессентуках прошел IV заключительный этап Чемпионата «Российское эндуро-2009» (вид гонок по пересеченной местности). Особенности ландшафта 65-километровой Ессентукской трассы включали в себя скоростные участки, где спортсмены могли развить скорость более 100 км/час, броды и подъемы с перепадом высот до 1000 метров, обязательные участки соревнования (ДОПы) были размещены в непосредственной близости от многочисленных зрителей. На старт IV этапа «Российского эндуро» вышли 65 гонщиков, а всего в зачете 2009 года приняли участие 136 профессиональных гонщиков и любителей из стран СНГ, Прибалтики и России.
Коломенский мотогонщик Алексей Наумов, неоднократный победитель этих соревнований, снова вошел в тройку лидеров: у него по итогам всех четырех этапов гонок «серебро». Корреспонденту журнала «ЛЮДИ» Алексей рассказал не только об эндуро, коллегах-мотогонщиках, но и о том, почему в этом спорте так много любителей.
О «серебряной» гонке и Ессентукской трассе
- Алексей, как вы оценили трассу последнего этапа эндуро в Ессентуках? Насколько тяжело было добывать «серебро»?
Алексей Наумов: Хотелось бы, чтобы было больше гор - Кавказ все-таки. Трасса располагалась в предгорьях, было довольно много перелесков, привычных нам в Подмосковье. Хотя присутствовали, конечно, и затяжные горные подъемы, спуски, мы поднимались на сопку по тропе среди камней. Едешь, под тобой летают...
- Неужели соколы-сапсаны?
Алексей Наумов: Да не соколы, а дельтапланеристы! Вид с вершины открывается потрясающий - Ессентуки как на ладони. Правда, с погодой нам не особенно повезло: в день гонок пошел дождь, глинистая почва размокла, мы гнали по этому месиву, мотоциклы тяжелые, грязные, многие гонщики сошли с трассы. В некоторых участках нас даже не могли сопровождать вертолеты. В горах невероятно густой туман совершенно блокировал видимость, можно было разглядеть только метр тропинки перед мотоциклом и больше ничего. А внизу шел ливень, так что на следующий день нас с трассы вывозили трактором. Но, на мой взгляд, сложные погодные условия делают гонку более насыщенной. За такие моменты я и люблю эндуро.
Об эндуро и отдыхе души
- Почему вы выбрали именно эндуро? Правда ли, что гонки - это «игры взрослых мужчин»?
Алексей Наумов: Я начинал с ралли-рейдов, то есть с многодневной гонки, в которой надо не только быстро ехать, но и хорошо ориентироваться на местности. Но эндуро - более динамичная гонка, приближенная к мотокроссу: трасса размечена, здесь важно мастерство, скорость. И эндуро, и ралли-рейды - это настоящее приключение, а не просто состязание «кто самый-самый». Для меня приключение начинается в тот момент, когда я собираю вещи, проверяю технику. Мы приезжаем за три дня до начала соревнований. Разбиваем лагерь. Костер, обсуждения, классные ребята, которые «в теме» и понимают тебя с полуслова. Атмосфера - просто сумасшедшая. Вот поэтому я больше люблю эндуро, чем мотокроссы. Да, в последних участвуют практически одни профессионалы, там высокий уровень техничности и участвовать в таких состязаниях необходимо. Но отдохнуть душой и получить удовольствие я могу именно на эндуро. Неслучайно в этом году количество эндуристов увеличилось, по моим оценкам, процентов на 20 - 30. В основном за счет спортсменов-любителей. Время тяжелое, хочется переключиться, развеяться. А для мужчины нет ничего лучше, чем погонять на мотоциклах и пообщаться с нормальными ребятами. Это еще из детства идет.
О мотоциклах, партнерах и болельщиках
- Чем отличаются мотоциклы для эндуро от других гоночных?
Алексей Наумов: Мотоциклы класса эндуро отличаются от кроссовых наличием светотехники, более длинными передачами, что позволяет ехать по бездорожью с комфортом и любой скоростью. На всякий случай я везу с собой еще небольшой набор инструментов и тряпочку, чтобы вытирать руки и очки. Самое сложное в эндуро, когда случаются поломки техники, не зависящие от тебя. Ты готов к победе, хорошо подготовлен, а машина - р-раз!.. и дает сбой. У меня в этом сезоне было две таких поломки. В Самаре, например, разбортировалось заднее колесо, и мне пришлось окончательно снять покрышку и на одном ободе вернуться в техзону. В итоге я потерял очки. А в Твери палка попала под двигатель и умудрилась отломить штуцер у бензонасоса. Но это мне удалось отремонтировать на ходу, и я благополучно добрался до финиша. Обидно, конечно, но, с другой стороны, такие вещи закаляют характер.
- Насколько для вас значима поддержка болельщиков?
Алексей Наумов: В эндуро важна выносливость, умение выкладываться максимально, когда это требуется, но самое главное - умение держать кураж. Так что поддержка зрителей очень важна. Особенно самых близких. Жена и дочка поддерживают меня и говорят, что они мои самые счастливые болельщицы. Я периодически привожу домой разные тематические игрушечки, так что дочка у меня, наверное, будет играть в машинки. Пока еще рано об этом говорить, конечно: ей всего 5 месяцев.
- А профессиональная партнерская поддержка в Коломне у вас есть?
Алексей Наумов: У меня есть два партнера в Коломне: фитнес-центр «Арнольд-Премиум» и спортивный клуб «Экстрим» под управлением Сергея Поварова. Мы с Алексеем Колесниковым с детства там занимаемся.
О суевериях, победах и любимом деле
- Многие спортсмены имеют свои талисманы или определенные «удачные приметы». У вас есть что-то подобное?
Алексей Наумов: Знаю ребят, которые возят с собой кулончик или мишку-игрушку. Многие перед гонкой не фотографируются или не бреются. Я тоже сначала выделял для себя какие-то талисманы, но потом в трудные кризисные моменты понял, что все эти суеверия - ерунда, и плавно от них отошел. Если верить во все приметы, то можно вообще на трассу не выйти. Приметы -это же чистая психология, главное - запрограммировать себя на победу. Так что теперь у меня одна большая примета: я занимаюсь любимым делом и, значит, все получится. Надо получать удовольствие от того, что делаешь. Вот уже на протяжении трех лет я профессиональный спортсмен. Раньше работал и все время думал, когда же закончится работа и можно будет идти ремонтировать мотоцикл или ехать на тренировку. А потом решил: на фига так мучиться? Лучше быть не очень богатым, но счастливым.
- Что-то заняло место хобби?
Алексей Наумов: Нет, теперь у меня все в одну кучу: работа, хобби, свободное время.
- Алексей, вы уже стали чемпионом России по эндуро в 2005 году. Зачем снова и снова участвовать в соревнованиях, ведь награды выше, чем «золото», уже не получишь, а вот снизить планку очень легко?
Алексей Наумов: А зачем становятся неоднократными победителями Олимпиад? В любой дисциплине, в том числе и в нашей, уровень участников постоянно растет. Чемпионат 2002-го и 2009-го годов - это небо и земля. Появляется много молодых спортсменов, которые задают очень высокий темп, новая техника, интересные трассы. Любому спортсмену соревнования нужны как воздух, они заставляют совершенствоваться, стремиться к более высокому результату. В 2005 году я выиграл чемпионат России, а в 2009-м занял второе место, хотя мой личный уровень мастерства стал гораздо выше. Кроме того, все не ограничивается российском эндуро. Хочется поучаствовать в чемпионате мира, европейских соревнованиях. Мечтаю, конечно, о Дакаре, но пока кризис не позволяет. Бюджет одной этой гонки сопоставим с затратами на весь сезон. Так что пока мы делаем упор на развитие российского эндуро. А там - кто знает...
Текст: Антонина ШТРАУС
Фото: из архива Алексея Наумова и журнала «Радиус города»
Вставка:
Из досье Алексея Наумова:
Родился 11 мая 1978 года в Коломне. Окончил Коломенский индустриально-педагогический колледж и Московский Государственный Открытый Университет. Женат, есть дочь. Впервые сел на мотоцикл в 15 лет, первый мотоцикл - «Минск».
Первая гонка - ралли-рейд «Трансаэро» в Коломне 23 октября 1999 г. Первая победа - чемпионат Московской области по эндуро 2000 г. Мастер спорта международного класса. Чемпион России по гонкам эндуро (2005 г.), 3-е место в Чемпионате мира «Кросс-Кантри-Ралли» класс Рrodaction 450 (2008 г.), Серебряный призер Чемпионата России по эндуро (2009 г.), 2-е место в Чемпионате России по ралли «Легенда озера» (2009 г.).