23:50
понедельник, 16 сентября

Театр песка Сергея Назарова: Дорога из песка длиною в «Битлз»

14.04.2011 в 10:18

20 апреля в Конькобежном центре «Коломна» жителей нашего города ждет необычное представление. В нем не будет актеров, декораций и занавеса. Главный действующий персонаж в нем... песок - и песни неповторимых «битлов». А соединять их в образы станут руки художника и голос исполнителя уникального Театра песка, которые на ваших глазах будут рождать перформанс под названием «Дорога длиною в «Битлз».

Образы родом из детства

Что для вас значит «Битлз»? В памяти - черно-белые фотографии знаменитой ливерпульской четверки с их бунтарскими для того времени стрижками, кадры кинохроники с бьющимися в истерике поклонницами, ставшие классическими первые аккорды Yesterday и Let it be. Старые пластинки, фотографии Джона Леннона с любовью всей его жизни - Йоко Оно, история триумфального старта The Beatles и неизбежного распада, точку в котором поставила трагическая гибель главного идеолога «битлов» - Леннона.

А еще «Битлз» - это воспоминания о детстве и юности наших родителей и нас самих. Именно они были взяты за основу создания необычного перформанса - иначе и не назовешь постановку Театра песка. «Дорога длиною в «Битлз» - это воспоминания о детстве двух основных идеологов театра: художника по песку Сергея Назарова и музыканта, исполнителя песен к спектаклю Николая Массальского. Воспоминания, причудливым образом переплетенные с ассоциациями, которые возникали у них в советском детстве при звуках «битловских» песен.

- Наш спектакль о пересечении нашего детства с творчеством «Битлз», о том, как мы понимали и воспринимали его в то время, не зная перевода текстов и не подозревая о революционности этой музыки, - рассказывают создатели спектакля. - Это постановка о нашем отношении и отношении нашего поколения к той эпохе. Мы росли на этой музыке: слышали из проигрывателей своих родителей, старших братьев и сестер, повзрослев, сами играли ее в подъездах на гитаре. Эти песни рождали у нас образы, которые мы сегодня попробовали соединить в такую, своего рода, музыкальную историю.

О штанах с «пузырями» на коленках

Историю, в которой ребята не только рисуют, поют, но и общаются со зрителями. Каждая песня «Битлз» в исполнении Николая Массальского и Сергея Назарова - это рассказ. Нет, даже диалог с нами, пришедшими услышать и увидеть «битловские» песни. Диалог начинает каждую мини-постановку, затем перетекает в песню «Битлз» в исполнении Николая Массальского, а та, в свою очередь, сопровождает возникающую на наших глазах историю из песка. О чем они, эти рассказы-диалоги? «Помню, первое, что я сделал, придя в детский сад, - влюбился...», «А эта песня напоминает мне наше пионерское детство. Это сейчас дети одеваются разнообразно, а тогда у всех были одинаковые синие шорты и такие штаны с «пузырями» на коленках...». Зрители реагирует на эти «рассказки» незамедлительно - смеются, грустят и не замечают, как сами погружаются в атмосферу детства родом из «Битлз». Рука художника Сергея Назарова не останавливается ни на секунду, реагируя на каждую фразу рассказа и песни исполнителя, - и вот на наших глазах из песочной массы вырисовывается силуэт человека. В руках у него оказывается гитара, струны которой, появляясь на песке, вдруг становятся... человеческим лицом - лицом того, кто чаще всего ассоциируется у нас со словом «Битлз» - Джона Леннона. Звучит следующий рассказ, плавно переходящий в песню, а вместе с ними преображается и рисунок. Пальцы художника превращают лицо Леннона на силуэте из песка в часовой циферблат - и вот перед нами уже знаменитый лондонский Тауэр. Рядом с ним вырастают очертания готических башенок, на песочной картине появляются стрелы дождя и облетающие осенние деревья, а поодаль возникает силуэт человека под зонтом. Так рассказ сменяется песней, песня - рассказом, рисунок - рисунком, перетекая из одной истории в другую, меняя сюжеты и темы прямо на глазах зрительного зала, рождая целую историю.


Голос как инструмент

Возникает стойкое ощущение причудливой импровизации - музыкальной и художественной. Но это впечатление обманчиво: постановка «Дорога длиною в «Битлз», как и остальные перформансы Театра песка Сергея Назарова, тщательно подготавливалась и отрабатывалась. Другое дело, что времени на отработку каждого «песочного» спектакля требуется всегда по-разному. К примеру, на подготовку «битловской» программы у ребят ушло около полутора месяцев, а некоторые постановки готовятся ими буквально за несколько дней.

Но без импровизационных моментов, конечно, не обходится - без них невозможно ни одно живое театральное действо. С недавнего времени основным импровизатором Театра песка является известный московский исполнитель Николай Массальский. С ним режиссер Сергей Назаров познакомился в 2009 году на музыкальном фестивале «Мамакабо», а до этого он использовал для своих постановок уже готовый музыкальный материал. Николай как нельзя лучше подошел Театру песка - ребята, что называется, нашли друг друга.

- Здесь, в этом театре, я наконец работаю в той форме, в которой давно хотел, - я работаю голосом как звуком, как музыкальным инструментом, - воодушевленно говорит Николай, который и в самом деле буквально «ведет» своим голосом спектакль. - Я могу таким образом создавать настроение у людей, менять атмосферу вокруг, выступать сотворцом постановки. Более того, работая здесь, я чувствую себя спокойнее и психологически раскрепощеннее, потому что внимание зрителей обращено не только на меня, но и на Сергея, его песочные сюжеты.

Сотворить историю

Поводов и для музыкальных, и для художественных импровизаций во время каждой постановки Театра песка немало. Иногда ребята буквально наталкивают друг друга на совместный экспромт: один - своими песнями, другой - рисунками, а иногда идеи подкидывает зрительный зал. Но тут важны не экспромты сами по себе, а ощущения свободы и непринужденности, которые они привносят в каждый и без того очень живой и необычный спектакль театра. Постановка «Дорога длиною в «Битлз» - еще одно тому подтверждение.

- Кто-то из мудрецов сказал: «На земле есть три основных элемента: любовь, путешествие и творчество», - замечает режиссер и художник Театра песка Сергей Назаров. - Наш театр, да и театр вообще позволяет реализовывать все эти три концепции. Мы путешествуем, любим то, что делаем, и творим. В каждом спектакле мы - сотворцы некой истории. А в этой постановке мы творим историю наших воспоминаний о нас, нашем детстве и об эпохе, которая до сих пор будоражит весь мир, - эпохе под названием «Битлз».

Беседовала Ольга ШЕВЫРЕВА


СПРАВКА:
 Театр песка Сергея Назарова возник в марте 2007 года. В 2009-м к коллективу присоединился московский композитор, вокалист и мастерский импровизатор Николай Массальский.

Сегодня команда Театра песка насчитывает восемь человек. Кроме Сергея в коллективе есть еще один художник - Дарья Кузнецова.

Театр песка активно и успешно гастролирует не только по нашей стране, но и за рубежом. Свои спектакли ребята успели показать в Италии, Франции, Варшаве, Объединенных Арабских Эмиратах, в ближайших планах театра - гастроли в Чили.

Песок для своих выступлений участники Театра песка С. Назарова берут на небольшом заводике в Подмосковном регионе. Его качество как нельзя лучше подходит для песочных постановок - он мелкий, чистый и сыпучий. Кстати, именно с ним возникает больше всего проблем во время гастролей: порой таможенникам приходится очень долго доказывать, что это именно песок, а не запрещенное вещество. Кстати, из всех стран, где бывает этот необычный театр, его участники привозят… песок.
Как считаете, нужны ли школьникам репетиторы?
Всего голосов: 127
Да, в выпускном классе
22.8% (29)
Чем раньше тем лучше - иначе не усвоить школьную программу
18.9% (24)
У всех есть, а я чем хуже?
0% (0)
Репетитора стоит нанимать только в самом крайнем случае
22.8% (29)
Нет, должны справляться школа и сам ученик
33.1% (42)
Не задумывался об этом
2.4% (3)