19:31
пятница, 19 апреля
2018-10-07T14:33:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/28649
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
07-10-2018 14:33 3322

К 155-летию Коломзавода. История братьев Струве

Младший брат Аманд.

Летом 1882 года Коломенский машиностроительный завод оказался на грани катастрофы. После смерти энергичного директора-распорядителя Густава Егоровича Струве завод фактически встал. До той поры основавшие завод братья Струве работали в своеобразном тандеме — младший, Аманд Егорович, строил мосты, детали которых производились на заводе, а здесь, в Коломне, делом распоряжался Густав Егорович. Упование рабочих и служащих на старшего из братьев было таково, что многие из них после его кончины всерьез полагали, что заводу пришел конец. Даже когда в день похорон Аманд Струве над могилой брата поклялся завод не закрывать и не продавать, в это мало кто верил. 
Кризис совпал с общим спадом 
К тому времени завод уже не был частным владением - в 1871 году братья Струве в компании с московским купцом Антоном Ивановичем Лессингом основали акционерное общество, однако же, оставшись после смерти брата держателем значительной доли акций, Аманд Егорович фактически обладал возможностью распоряжаться судьбой всего предприятия, а стало быть, и судьбами работавших на нем людей. 
Кризис управления Коломзаводом совпал с общим спадом производства в стране. После обилия казенных заказов времен войны с Турцией в конце 70-х годов и связанных с нею ускоренных темпов строительства сети железных дорог с 1881 года в делах наметился спад, к 1882 году переросший в застой. Люди не верили, что Аманд Егорович, зарабатывающий огромные деньги и получавший чины на казенной службе, строящий мосты, оставит все и займется заводской морокой, рискуя разориться в прах. Совмещать эти два занятия не было никакой возможности, и Аманд Струве, сдержав данное прилюдно слово, стал директором-распорядителем завода, отказавшись от строительства мостов. 

Строительство ж/д моста через Москву-реку (на заднем плане - Старо-Голутвин монастырь).
Бедственное положение завода 
Его поступок признали честным и благородным, но довольно безрассудным. Одно дело успешно строить мосты и совсем другое - управлять сложным машиностроительным производством. Прежде чем занять директорское место, Густав Струве поездил по миру, побывал на самых передовых предприятиях машиностроительной отрасли в Англии, Франции, США, изучал опыт организации производства. Эти знания во многом и определяли успех его руководства. Ставший директором Аманд такого опыта не имел. 
Вскоре после похорон Густава Егоровича в московских газетах замелькали сообщения о том, что на Коломенском машиностроительном заводе готовятся массовые увольнения рабочих. Еще при жизни Густава, в мае 1882 года, было объявлено о сокращении рабочих дней на заводе. В качестве причины указывалось отсутствие заказов от железной дороги. Тогда же было объявлено, что в случае, если ситуация не изменится, расчет получит тысяча рабочих из тех трех, что были заняты на заводе. Известие об этом, помещенное в № 43 газеты «Московский листок» за 1882 год, было прокомментировано следующим пассажем: «До сих пор ежемесячный заработок рабочих и жалование служащих завода составляли около от 75 до 900 тысяч рублей в год. Эти деньги тратились в городе и уезде». Уход таких денег из оборота подорвал бы торговлю в городе и во всем уезде и вызвал бы цепочку последствий, ведших к разорению и бедствиям множества людей. 
Не веря в будущность предприятия, Коломну стали покидать немецкие специалисты, составлявшие основу корпуса инженеров и техников. Поставленный на директорскую должность после смерти старшего Струве инженер К.Ф. Бой с исполнением своих обязанностей справлялся худо. Заводскую лавку «Общества потребителей» он передал своему родственнику, а тот повел дела так, что образовалось до 80 тысяч долга за закупленные товары, которые не пользовались спросом. Сам же господин директор умудрился попасть под суд, и его «укатали» под арест, который ему пришлось отбывать в московском арестном доме, в народе известном под названием «Титы». 
Искусство управления  
Взяв управление заводом в свои руки, Аманд Егорович, в очередной раз посрамив скептиков, спас основанное им дело, пройдя с ним через самые тяжелые годы. Сказалась предусмотрительность братьев-основателей, которые еще в 70-х годах развивали сразу несколько направлений производства.

Пассажирский колесный пароход производства Коломенского завода.

Это очень пригодилось в тяжелый момент. Помимо паровозов и вагонов для железной дороги на Коломзаводе строили суда речного хода и даже способные ходить по морю, а в 1882 году, как раз в разгар кризиса, было начато производство машин для торфоразработок и локомобилей - передвижных паровых двигателей, приводивших в движение сельскохозяйственные машины и вырабатывавших электричество для локальных сетей. Также поставили на поток выпуск паровых и конных молотилок, сеялок, веялок, конных приводов и другой сельхозтехники, спрос на которую был огромным. Потом удалось получить заказ на выпуск пассажирских вагонов. Но главной коммерческой удачей был заказ на строительство паровозов, который удалось отбить у прямых конкурентов, владельцев столичного Невского завода. 
В этом успехе сыграли свою роль и деловая репутация Аманда Струве, прославившегося своими инженерными проектами, всегда с успехом воплощавшимися на практике, и обширные связи в финансовых кругах Антона Ивановича Лессинга, уроженца Баварии, изначально нажившего свои капиталы на торгово-финансовых сделках в Финляндии, а потом приписавшегося к московскому купечеству по первой гильдии. Не обошлось дело и без того, что некоторые авторы деликатно называют «предприимчивостью руководства завода». Долго работая на строительствах разных железных дорог, Аманд Егорович приобрел огромную сноровку по части умения заинтересовывать тех, от кого зависело принятие решений. В то время коррупция вокруг железнодорожного дела цвела пышным цветом, и цена простой подписи на нужной бумажке в соответствующем департаменте начиналась от 25 тысяч рублей, а при распределении концессий на строительство железных дорог «те, от которых зависело», просили от 500 тысяч до миллиона, в зависимости от предполагавшихся барышей. Однако самым важным фактором при выборе заказчика было то, что, когда «Невский» стоял в ожидании заказов, Коломзавод вовсю работал. 
Богатое наследство 
Так получилось, что первые 15 лет заводом управлял Густав Струве, а сменивший его Аманд проработал 16 лет. Приняв завод с тремя тысячами работников в период кризиса, Аманд Иванович оставил его своим последователям в блестящем финансовом положении, с развитым современным производством.

Панорама Коломенского машиностроительного завода. Начало XX века.

Вокруг предприятия сложилась социальная инфраструктура, включавшая продовольственные лавки потребительского общества, баню, благоустроенный поселок служащих с такими «чудесами роскоши», как паровое отопление и электрическое освещение, получаемые от заводских систем. На личные деньги Струве и Лессинга был выстроен рабочий театр с великолепной любительской актерской труппой, хоровым обществом, духовым оркестром и спортивным обществом, имевшим множество отделений. 

Мастеровые Коломзавода.

Когда Аманд Егорович скончался в своем имении Анина дача, рабочие восемь верст несли его гроб на руках. В уважение заслуг покойного, бывшего по исповеданию лютеранином, отпевали по православному обряду во Всехсвятской церкви, а потом панихиды служились и на Казанском вокзале в Москве, и на Николаевском в Петербурге. Упокоился Аманд Егорович Струве на Волковском кладбище Северной столицы. 
Автор: краевед и писатель В. Ярхо 
Материал из архива редакции «Ять»
Нам интересно Ваше мнение о материале
13
1
0
« Октябрь, 2018 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 227
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
17.2% (39)
Нет, родители ничего детям не должны
6.6% (15)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
75.3% (171)