23 мая 09:58 МСК
Реклама на сайте +7 (496) 612-71-70, 8-926-150-90-70 или reklama@kolomna-spravka.ru

Михаил Лежень: «Взрыва во мне больше, чем позволяет выразить живопись»

29.03.2011 в 10:36

Коломну - город, твердо стоящий на коньках, - фигурным катанием не удивишь. И все же художнику-акционисту Михаилу Леженю это удалось. 22 марта он станцевал на коньках подо льдом реки Коломенки. Презентация экстремальной акции айс-дайвинга «КОНЬКИ» Михаила Леженя, больше известного под творческим псевдонимом Миша ле Жень, была приурочена к открытию в Коломне арт-резиденции для актуальных художников.

- Видеозапись погружения и подводного танца под звуки патефона производит незабываемое впечатление. В какой-то момент меняется ракурс и создается ощущение, что ты смотришь замедленную съемку обычного фигурного соло на льду. Правда, оснащенного спецэффектами... Как вам пришла в голову идея этой акции?

- Меня попросили сделать что-то на тему льда, коньков, и тут я вспомнил, что у меня уже года два бродила в голове мысль покататься на обратной стороне льда. Сразу решил, что это будет не конькобежный спорт - очень функциональный по своей природе, где ломишься на скорости из точки «А» в точку «Б». И не хоккей - в одиночку не очень-то поиграешь. Танец удовольствия, радости - вот что это должно было быть. Да и тема коньков такая добрая, детская. Лично мне в этой связи приходят на ум картины Брейгеля и других голландцев: зима, азарт, кайф, беззаботность.

Естественно, встал вопрос музыкального сопровождения. Согласитесь, танцевать без музыки, «всухомятку», несколько странно. Выбор был большой, начиная от хора мальчиков и заканчивая аккомпанементом мужика с гармошкой, но я остановился на патефоне, почувствовал - это то, что надо. Игла царапает пластинку, как коньки лед, и звук получается в чем-то схожим, внутренне родственным. А потом оказалось, что в Коломне была большая фабрика по производству патефонов. Такое вот случайное совпадение.

- Как вам удалось не погружаться на дно, а все время чувствовать лед коньками?

- Когда я задумывал эту акцию, планировал надеть на ноги детские нарукавники для плавания. Думал, именно они будут создавать подводную левитацию. Но оказалось, что можно обойтись подкачкой кислорода из баллона в гидрокостюм. Все-таки одно дело поэтическая фантазия, а совсем другое - ее техническое воплощение.

Я обратился в московский дайвинг-центр, описал им задачу. «Это ж пятый уровень сложности, - возразили они. - Дело не одного месяца, а уж подледный дайвинг - штука вообще жутко опасная». Но я им скромно сказал: «Я способный». И за неделю фактически круглосуточной подготовки мы вышли на нужный для акции уровень.

- Чисто физически насколько тяжело было воплотить акцию в жизнь?

- Она была одной из самых сложных в каскадерном плане. Нагрузка получилась очень серьезная. Когда мы закончили и я понял, что все сделано, меня просто расплющило. Я почувствовал, что еще немного и упаду спать на целые сутки.

На первый взгляд, может показаться, что акции - это полная несерьезность и баловство. Но если кто-то сам попробует создать нечто подобное и при этом не выглядеть глупо, то поймет, насколько это непросто. Янковский в роли барона Мюнхгаузена говорил: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Самые большие ошибки человек делает с серьезным выражением лица». Это хороший манифест. Но кто, собственно, должен его воплощать? Кто станет источником этой улыбки? Современные художники! Собственно, они как раз этим и занимаются.


«Деликатес ума» и все вверх тормашками

- А как соотносятся ум и чувство юмора? Бывает ли умник, не умеющий смеяться, и наоборот?

- Думаю, что юмор - высшее проявление разума, его радость, «деликатес ума». Как бывает искусство для искусства, так и тут разум получает удовольствие от самого себя. Это и есть юмор.

- Природа смешного во многом строится на приеме переворачивания с ног на голову. Поставив все вверх тормашками, мы начинаем хохотать...

- Ну, в Коломне я поставил себя самого вверх тормашками в буквальном смысле слова. В акции есть и смешное, и абсурдное, и элементы клоунады, и философский подтекст. Каждый может увидеть в ней то, что хочет.

- Для развлечения как-то слишком масштабно...

- Спасибо, что вы это понимаете. Материал, с которым работаю, - это действие, экшн, хотя я вышел из живописи. У меня такая, нормально художническая пуповина. Художник изначально не связан никакими конституциями и кондуитами. Нигде не сказано: с утра после чашечки кофе надо браться за кисть и мазать холст. Некоторые сами себе навязывают такой образ мысли просто потому, что так делали Рафаэль и Ван Гог.

Но внутренняя логика живописи подсказывает определенный путь. Есть такой закон: чем меньше выразительных средств использует художник, тем большей выразительности добивается. Рано или поздно живописец приходит к черному квадрату или к белому на белом. Потом переключается на коллаж, по привычке держа в одной руке кисть, как Брандт и Пикассо. А это уже выход из плоскости картины, переход к пространству. Следующий шаг - ассамбляжи, инсталляции, а там недалеко и до акций. Логика этого пути привела меня к акционизму еще в 1990-м.

Я понимал, что взрыва во мне больше, чем позволяет выразить современная живопись. И тогда я... превратился в маятник. Это была моя первая акция. Летал на специальной конструкции и использовал вращение земли для создания картины. Все вращается - слоны, горы, люди, чувства. А ты один - раз! - и оторвался от этого движения, оставив вращение где-то внизу, под тобой, ВНЕ тебя. То есть чисто физический закон превратился в закон поэтический. С этого началась моя любовь к акциям.

- Почему вы не зовете на свои акции публику?

- Этим акция отличается от перформанса. Люди влияют на процесс, изменяют твой замысел. Очень многие художники, использующие перформанс, выжимают основное содержание действия именно из публики. Я этим никогда не играю, создавая своего рода вещь в себе. А потом с помощью фото- и видеодокументации превращаю ее в медийный продукт.

Во всей истории искусства всегда существует посредник, материал. Художник передает свой замысел через холст, кисть. А тут я одновременно и создатель, и объект, и инструмент творчества. Объект ноосферы, так сказать.

- Это льстит? Возвышает? Вдохновляет?

- Знаете, мне, как говорится, неймется по жизни. Помните, в детстве иногда хотелось беситься, вопить, прыгать на кровати? Будучи взрослым, уравновесить то же самое внутреннее состояние гораздо сложнее. Но я стараюсь. Стараюсь найти этот баланс сам и дать ощутить зрителям.


Беседовала Антонина ШТРАУС.

Фото В. Шестаченко и В. Теплякова


Справка: Михаил Лежень родился в 1958 году в городе Хвалынске Саратовской области. Живет и работает в Саратове и на волжских островах. Мишина бабушка была художницей, мама - врачом, отец - инженером. Михаил получил архитектурное образование в Санкт-Петербурге (1979 - 1986). Некоторое время преподавал, пока не решил полностью посвятить себя искусству.

С 1993 года вышли восемь каталогов акций Михаила Леженя в форме книжных объектов ручной работы. Они содержат фотографии, рисунки, тексты. Страницы каждой из книг переставляются внутри вертикального картонного футляра, снабженного двумя крышками - верхней и фронтальной, с ассамбляжем на внутренней стороне. Тираж каждого выпуска - 50 экземпляров. Каталоги находятся в некоторых частных и государственных коллекциях

Оставляя комментарий на сайте Kolomna-spravka вы принимаете правила комментирования автоматически.

Правила комментирования на сайте
1. Администрация Сайта не занимается предварительной модерацией или цензурой комментариев.
2. Администрация Сайта может, но не обязана удалять или перемещать (без предупреждения) любой комментарий по своему личному усмотрению, по любой причине или без причины, включая без всяких ограничений перемещение или удаление комментариев, которые, по личному мнению Администрации, нарушают Правила или законодательство Российской Федерации.
3. Пользователь несет личную ответственность за комментарии, размещенные на Сайте.
4. Размещая свой комментарий, Пользователь автоматически безвозмездно предоставляет Администрации неисключительное право на его использование путем копирования, публичного исполнения, воспроизведения, переработки, перевода и распространения для целей Сайта или в связи с ними, в том числе для его популяризации.
5. Администрация Сайта не несет ответственности за нарушение Пользователем настоящих Правил и оставляет за собой право по своему собственному усмотрению изменять (модерировать) или удалять любые публикуемые Пользователем комментарии, нарушающие запреты, установленные настоящими Правилами.

Администрация сайта оставляет за собой право в любой момент удалить ваш комментарий или часть комментария, если в нем:
* используются нецензурные слова, брань;
* содержится информация не по теме и не имеющая ценности (смыслового значения) для читателей или администрации сайта;
* спам,флуд;
* содержится немотивированная критика.

Запрещается:
1. Оскорбительные и необоснованные высказывания в адрес собеседников, употребление выражений, целью высказывания которых является унижение человеческого достоинства.
2. Возбуждение расовой, межнациональной или религиозной розни, пропаганда идей о расовом, национальном или религиозном превосходстве.
3. Бессмысленные (односложные) высказывания и высказывания, не относящиеся к теме сообщения.
4. Обсуждение действий администрации сайта.
5. Немотивированная, неконструктивная критика

  • Защитный кодОбновить

Опрос

Как вы относитесь к перспективе строительства мусороперерабатывающего завода на полигоне в Воловичах?
  • всего голосов: 254
  • 44.5%
    - Отрицательно. Полигон уже пора закрывать и рекультивировать
  • 24.3%
    - Положительно. Хватит уже сваливать мусор, пора перерабатывать
  • 29.4%
    - Смотря как это скажется на экологии
  • 2.8%
    - Мне все равно
ryskii svet

Подпишись на новости Коломны




Отправить смс

Отправить Открытку

Поздравляю, любимый!

С праздником!


Другие интервью

Наверх